Почему испортилось масло: одна из версий
- 05.09.2024
- /
- 0
- /
- Просмотров 157
Что это? Моторное масло превратилось в некое подобие «гуталина»… Помнится, мы с А.Э. Хрулевым уже писали об этом. Но проблема никуда не исчезла – «гуталин» в моторе время от времени появляется. И доставляет немало хлопот автомобилистам, в том числе и финансовых. Откуда же она берется – густая и липкая темно-коричневая масса вместо прозрачного масла? Давайте вспомним такой случай и порассуждаем.
Бывает и так
Дело было так. В один из моторных центров поступили в ремонт три двигателя. Буквально один за другим! Все они были почти новыми. Все прошли после очередного ТО примерно по 10 тыс. км – то есть до очередного визита в автосервис им осталось совсем немного. Но не судьба… Все три движка застучали и «словили клина» как это бывает при остром масляном голодании. И, наконец, у всех трех после вывинчивания пробок масло из картера не полилось. Да что там не полилось – даже капля не упала...
Первая реакция была такой: масла в двигателе нет от слова «совсем». Но когда сняли поддон, обнаружили в нем странную коричневую субстанцию, лежащую на стенках толстым слоем. Она напоминала очень густой майонез или студень. Субстанция не могла ни стекать куда-либо, ни разбрызгиваться, ни прокачиваться масляным насосом. А потому и смазывать пары трения тоже не могла.
Почему так получилось? Залили «неправильное» масло, или долго его не меняли? А может, виновато некачественное топливо? Вот и запах какой-то странный... Короче, загадка. На помощь призвали профессиональных химиков – проведите анализ «гуталина».
После снятия поддона в нем обнаружилось густое «нечто», бывшее когда-то маслом
Что показала лаборатория
На анализ передали пробу той самой темно-коричневой субстанции. А заодно и образец бензина из бака пострадавшей машины – вдруг пригодится.
Химики анализы проб провели. Причем разнообразные, включая метод ИК-спектроскопии. И вручили отчет на десятке страниц, предупредив: результаты предварительные, сделать однозначные выводы по одной пробе масла и одной пробе бензина не представляется возможным. Необходимо по меньшей мере по десятку проб того и другого – и тогда картина станет четкой и ясной. А предварительное заключение таково: причиной аварии явилось фальсифицированное топливо.
Хорошо, но что все-таки произошло? Хотя бы по предварительным данным? Читаем. Язык отчета – сухой, научный. В документе много специальных терминов. Поэтому не будем приводить его дословно, а продолжим рассказ в свободной форме.
Итак, в превращении масла в коричневый «студень» подозревается фальсифицированный бензин. Но если кто-то его «бодяжит» – то как именно? Одна из версий такова.
«Гуталин» под клапанной крышкой
Химическая реакция в картере
Химики рассказали, что при производстве синтетических каучуков (в частности, каучука для шинной промышленности) образуются побочные продукты, содержащиеся в нижней кубовой части ректификационной колонны. Продукты эти так и называют – кубовые.
Их образуется много, этих кубовых, и с ними надо что-то делать. Раньше кубовые просто сжигали, а теперь? Не исключено, что предприимчивые ребята скупают их за копейки, а потом добавляют в бензин. Октановое число получается высоким, бензин сгорает, машина едет, все прекрасно, но лишь до поры до времени.
Дело в том, что в кубовых очень много непредельных (ненасыщенных) углеводородов. Примеры приводить не будем, просто воспользуемся этим термином – непредельные углеводороды. А дальше происходит следующее.
Температура высокая, воздух есть. Понятно, что при сгорании смеси образуются оксиды азота. Не будь в бензине непредельных, оксиды вылетали бы в выпускной коллектор и далее в каталитический нейтрализатор. Но благодаря непредельным, эти оксиды азота образуют нитроэфиры, а они труднолетучие, оседают на стенках цилиндров... И маслосъемные кольца тут же сбрасывают их в картер!
А надо сказать, что нитроэфиры – штука нестойкая в смысле температуры. Вот и разлагаются они с образованием кислот. Еще раз – кислот! А те реагируют со щелочными присадками масла, быстренько «съедают» их и образуют мыло, которое загущает масло до полной потери текучести. Это явление мы и наблюдали, сняв поддон картера.
Естественный результат работы двигателя на «гуталине» – задранные вкладыши коленвала
В чем коварство такого, извините за выражение, «топлива»? А в том, что оно способно убить любое, даже самое дорогое «супертоповое» масло – достаточно один раз заправиться, проехать километров 500, и все, «кислотный» процесс пошел. А в полной мере «эффект» проявится через несколько тысяч километров – пять, семь или десять, как в случаях, с которых мы начали этот рассказ.
Дышим носом
Итак, наши эксперты-химики склоняются к версии кубовых. Кстати, при определенном навыке их на АЗС можно обнаружить – если хорошенько принюхаться. Запах кубовых описать трудно, но самый понятный бытовой аналог – аромат палтуса, зажаренного на прогорклом масле. Так вот, если ваш нос заподозрил неладное, на этой АЗС лучше не заправляться.
Ну, а если случился насморк, и вы все же заправились? Спасение одно – спохватившись, немедленно меняйте масло и бензин, промывайте двигатель, заправляйтесь проверенным маслом и топливом. Ситуацию можно отследить и по масляному щупу – если на нем висит загустевшая капля и стекать не хочет, ну чистая смола, срочно меняйте масло с промежуточной промывкой.
И в заключение отметим: эта статья не претендует на полноту. Ее цель предупредить владельцев автомобилей, что заправка фальсифицированным бензином нынче вполне реальна. Ведь, как известно, «предупрежден, значит, вооружен».
Фото: Александр Хрулев