Хонингование блока цилиндров
Операция хонингование при ремонте двигателя автомобиля. Финишная операция при расточке блока цилиндров двигателя. Хонингование является конечной операцией по восстановлению цилиндров блока. Эта операция производится тремя видами брусков различной зернистости. Качество производства работ в Механике по шероховатости сопоставимо с такими брендами, как KS, Mahle, Goetze и равняется 0,4-0,8 Ra.
Хонингование блока цилиндров
Операция хонингование при ремонте двигателя автомобиля.
Хонингование является конечной, финишной операцией по восстановлению цилиндров блока. Эта операция производится тремя видами брусков различной зернистости. Качество производства работ в Механике по шероховатости сопоставимо с такими брендами, как KS, Mahle, Goetze и равняется 0,4-0,8 Ra.
Хонингование – операция финишная и… самостоятельная.
Хонингование цилиндров двигателя
Создать сетку.
Поскольку наша тема хонингование, напомним – что же это за операция такая. Вдруг кто-то забыл. Так вот, хонингование – это финишная обработка поверхностей цилиндров при ремонте двигателя. Проводится на специальных станках особым инструментом – хоном, совершающим возвратно-поступательное и вращательное движение.
Хонингование позволяет:
- обеспечить окончательный размер цилиндра с точностью до сотых долей мм;
- создать сетку хона, необходимую для удержания масляной пленки на стенках цилиндров.
Когда же оно применяется – хонингование?
Об этом далее.
Хонингование, расточка, гильзовка.
Ответ на вопрос «Что делать с изношенным блоком цилиндров?» может быть коротким: ремонтировать. А вот ответ развернутый потребует чуть больше времени и слов.
В один далеко не прекрасный момент водитель чувствует: с мотором что-то не так. Мощность-то он развивает, но не столь резво как раньше. Масло «подъедает» … Да и выхлоп подтверждает: масло горит, запах этот ни с чем не спутаешь.
И обращается водитель в сервис, обычный, недорогой. Но правильный диагноз там могут поставить не всегда. А значит, и ремонт эффективным не будет. Говорите, расход масла увеличился? Сальники в порядке, значит, блок цилиндров изношен. Мы вам кольца новые поставим – и езжайте себе дальше. Вот и вся диагностика.
А всегда ли поможет простая замена поршневых колец? Далеко не всегда. А вот навредить может легко. Дело в том, что у изношенного цилиндра нарушена геометрия. И новые кольца, установленные в такой цилиндр, ее не исправят. И нормально работать новые кольца тоже не будут.
И хорошо, если владелец автомобиля обратится к профессионалам на специализированное моторное предприятие. Например, к нам - в «Механику». Мы начинаем с обстоятельной диагностики состояния цилиндров. И прежде всего с тщательных замеров износа и искажений геометрии.
Здесь есть четкие критерии:
1.Износ в области верхней мертвой точки (ВМТ) поршня – этакая «ступенька» на зеркале цилиндра. Критической считается величина порядка 0,05 мм. При большем износе условия работы колец резко ухудшаются.
2.Эллипсность цилиндра, нарушающая плотность прилегания колец к зеркалу. Критическая величина – около 0,03 мм.
В совокупности оба фактора приводят к падению компрессии, прорыву отработавших газов в картер (старение масла при этом резко ускоряется!) и упомянутому расходу самого масла.
Оценив износ, специалисты вынесут вердикт. Здесь может быть три варианта ремонта.
Во-первых, только хонингование. Специалисты «Механики» скажут: выработка мала, цилиндры можно дохонинговать без расточки, восстановить сетку, заменить кольца. Еще поездите, зато сэкономите на поршнях ремонтного размера.
Здесь хонингование выступает в двух ипостасях: как финишная и как самостоятельная операция. Но такие случаи, когда можно обойтись одним лишь хонингованием, редки, и отследить их могут лишь профессионалы.
Во-вторых, расточка цилиндров в ремонтный размер с последующим финишным хонингованием.
Расточке мы посвятим отдельную статью. А пока отметим, что ее назначают, когда устранить износ одними только хонинговальными брусками невозможно.
Расточка убирает и эллипсность, и конусность и ступеньку выработки цилиндра в зоне ВМТ поршня. Это самый распространенный случай ремонта.
И, наконец, в-третьих, гильзовка. Ее проводят, когда последний ремонтный размер уже выбран и расточка цилиндров невозможна. Но хонингование, как финишная операция, присутствует и в этом случае.
Таким образом, хонингование проводится всегда! При любом варианте ремонта блока из трех названных.
Финишная обработка поверхности цилиндров после расточки
Хонингование в цифрах.
Каковы возможности хонингования по съему металла? Расточка или гильзовка оставляют под финишную обработку припуск величиной в «десятку» (0,1 мм). Или чуть больше – 0,15 мм. Дальше за дело берется хон.
Собственно хонингование проводится в три этапа на одном и том же станке.
Этап 1. Работают грубые бруски. Они уменьшают припуск до 0,05 мм.
Этап 2. Мастер меняет бруски на чистовые, которые выводят поверхность цилиндра в окончательный размер. Они же создают правильный рисунок сетки. Теперь масляная пленка будет надежно удерживаться на стенках цилиндра, а излишки масла будут сбрасываться маслосъемными кольцами в картер двигателя.
Этап 3. Чистовые бруски заменяются щетками из нейлоновых нитей с кремниевыми кристаллами. Щетки убирают острые вершины хонинговальных рисок и заусенцы. Образно говоря, обеспечивают «суперфинишную» обработку после финишной.
Хонингование после гильзовки
Смена инструмента - хонинговальных брусков
«Изюминка» хонингования.
И все же скептики могут спросить: всегда ли нужно хонингование? Нельзя ли в некоторых случаях обойтись одной расточкой цилиндров – например, на каких-нибудь суперточных станках?
Что мы им ответим? Теоретически да, возможно. Особенно если вы не ждете от восстановленного двигателя большого ресурса. А почему ресурс будет небольшим? А потому что вы забыли про хонинговальную сетку, с которой начался этот рассказ. Резцом ее не получишь.
Но и это еще не все. Вспомним: что такое чугун? Это сплав, смесь мягкого железа (собственно Fe), карбида железа Fe3C и чистого углерода в виде графита. Свойства процесса резания чугуна таковы, что резец не только снимает стружку, но и «размазывает» мягкое железо по цилиндру. Кольца по такой поверхности работать будут, но недолго – масло на ней не держится.
А финишная операция хонингования не только формирует сетку, удерживающую моторное масло, но и убирает пленку железа со стенок цилиндра. Делается это при малых контактных напряжениях и небольших скоростях резания – можно сказать, «нежно». При этом открываются зерна графита – а графит не только улучшает структуру сетки, делая ее однородной, но и сам является твердой смазкой.
Вот и получается, что в профессиональной технологии ремонта без хонингования не обойтись.
Цилиндры с сеткой хона и без «зеркало»
Но почему «Механика»?
«Механика» – признанный эксперт в деле моторного ремонта. А вот и аргументы.
Автомобильные двигатели стремительно меняются. Увеличивается мощность при одновременном сокращении размеров агрегата. Термическая и механическая нагрузка на детали растет. А значит, совершенствуются конструкционные материалы для поршневых колец, поршней и блоков цилиндров. Меняются и сами кольца – уменьшается их высота, а число колец сокращается.
Все это необходимо знать, непрерывно отслеживать все новости отрасли, и прежде всего – инновационные решения производителей двигателей.
Так вот, сотрудники «Механики» держат руку на пульсе мирового автопрома. Но не забывают и классические технологии. Поэтому здесь отремонтируют и старый добрый «атмосферник», и новейший турбированный агрегат, рожденный под флагом downsizing.
Как уже говорилось, мы проводим точную диагностику. А значит, выбираем правильную технологию ремонта.
В нашей компании великолепный станочный парк, включая современные хонинговальные станки собственного производства СК-12. А работают на них опытные мастера.
Процесс хонингования
Инструмент – хонинговальные бруски и щетки – здесь импортные. Смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) высшего качества. Она омывает инструмент и блок во время операции, тут же фильтруется и вновь подается в рабочую зону.
Не забудем и выходной контроль.
Углы хонингования соответствуют требованиям, шероховатость тоже. А чему удивляться, «Механика» применяет современные технологии, а такие проверки обязательны.
Итак, хонингование проведено. Зеркало цилиндров готово под новые кольца. А в случае ремонтного размера – под новые поршни с кольцами. И двигатель снова будет наматывать километры.