Повреждения ДВС Часть 9. «Контора пишет…»
- 01.07.2025
- /
- 0
- /
- Просмотров 42
Сегодня поговорим об осмотре и анализе повреждений двигателя. И о фиксации результатов этого анализа. Итак, первым шагом при анализе повреждений является их осмотр, то есть осмотр собственно двигателя ¬– и по возможности на месте. Состояние самого автомобиля подскажет многое. Здесь можно почерпнуть важные сведения о режиме работы автомобиля и нагрузке на двигатель.
Сегодня поговорим об осмотре и анализе повреждений двигателя. И о фиксации результатов этого анализа. Кто-то прочтет и скажет: а у нас в автохозяйстве так не делают! У нас другой порядок – и осмотр, и анализ, и рекламации.
Охотно верим. Но ведь цикл наших статей преследует еще одну цель – изучение разнообразного опыта, в том числе и зарубежного. Поэтому и появилась эта статья с подзаголовком «Контора пишет». Да, здесь будут формальности, занудные перечисления, местами канцелярский стиль – контора же! Но кто-то найдет для себя и пользу – хотя бы в виде расширения кругозора. И в любом случае статья наша будет не слишком длинной, всякий осилит.
Итак, первым шагом при анализе повреждений является их осмотр, то есть осмотр собственно двигателя – и по возможности на месте. Осмотр силовой установки на судне или строительной технике, а также неисправного двигателя на автомобиле дает важную информацию, зачастую уникальную. Осмотр позволяет узнать и оценить условия, в которых работал двигатель: каково состояние навесного оборудования, воздушных и топливных фильтров, есть ли загрязнения, следы коррозии, утечки масла или охлаждающей жидкости. А еще составить мнение о механиках и других специалистах, обслуживающих двигатель. Узнать, что они думают о повреждениях, побеседовать о хранении эксплуатационных материалов и запасных частей и о многом другом.
Фото взято из открытых источников
Состояние самого автомобиля подскажет многое: его внешний вид, каково состояние кузова (были ли ДТП), износ протектора шин, наличие тягово-сцепного устройства и прочее. Здесь можно почерпнуть важные сведения о режиме работы автомобиля и нагрузке на двигатель.
Идем дальше. Поврежденные детали необходимо демонтировать для осмотра, причем аккуратно, чтобы не нанести дополнительных повреждений. Если автомобиль (или двигатель) находится на гарантии, необходимо проследить, чтобы детали и узлы, так или иначе связанные с повреждением, были обследованы особо. Например, разрушение подшипников коленчатого вала, может повлиять на состояние блока цилиндров и даже на двигатель в целом. Если есть возможность, демонтированный двигатель следует доставить для осмотра на завод-изготовитель или в ремонтную мастерскую.
Поврежденные участки сначала осматривают невооруженным глазом, а затем с помощью специализированных диагностических приборов (внутренности агрегата исследуют эндоскопом). Поврежденные детали, а также их фрагменты, необходимо сфотографировать. Кроме того, при необходимости можно сделать эскизы или схемы от руки, чтобы полнее проиллюстрировать картину повреждения.
Далее делается описание выявленных повреждений в следующем порядке:
● тип повреждения;
● расположение поврежденного участка;
● внешний вид повреждения: цвет, структура, наличие изломов и т.д.;
● описание предыдущего ремонта/ремонтов.
При транспортировке поврежденные детали и узлы необходимо упаковать, чтобы дефектная зона (например, поверхность излома) не получило дополнительных повреждений при перевозке и погрузке-разгрузке.
И снова контора! Снова пишем, пишем, пишем… А именно, фиксируем данные, относящиеся к повреждениям силовой установки. Здесь следует отметить следующее: обстоятельства:
● краткое описание ситуации, связанной с поломкой;
● кто нынешний и предыдущий владелец (если таковой известен);
● конкретно – что за двигатель.
Этот пункт раскрывается подробно. Производитель, тип двигателя, год выпуска, срок службы, навесное оборудование, режим работы и условия эксплуатации, сроки и периодичность технического обслуживания (замена масла, охлаждающей жидкости и т.д.), а также наличие (или отсутствие) предыдущих повреждений. Последнее важно потому, что зачастую отказ двигателя происходит после капитальных или текущих ремонтов.
А в целом такое «резюме» дает важные подсказки насчет причин образования повреждений.
Далее необходимо зафиксировать обстоятельства случившегося – как и когда были замечены неисправности двигателя и его повреждения. В частности:
● утечки масла, охлаждающей жидкости или топлива;
● заедание/заклинивание;
● дисбаланс;
● вибрация;
● шумы;
● деформации с образованием трещин (и/или других дефектов).
И еще: как на это отреагировал персонал и какие последствия повлекли за собой повреждения?
А потом на свет появляется краткий письменный отчет о результатах исследования. Он должен содержать следующую информацию:
● тип (марка, модель) двигателя;
● номер двигателя;
● договор купли-продажи/паспорт транспортного средства;
● сведения о клиенте;
● пробег/наработка в моточасах от начала эксплуатации;
● пробег/наработка в моточасах от последнего ремонта;
● пробег/наработка в моточасах с момента последнего технического обслуживания;
● дата и процесс демонтажа с транспортного средства/строительной техники/;
● предыдущее место эксплуатации;
● количество ремонтов;
● дата последнего ремонта;
● время простоя;
● условие поставки (включая упаковку) ;
● перечень недостающих деталей при получении;
● размер ущерба;
● установленный ущерб;
● причина и срок действия ущерба.
Общая оценка может быть представлена, например, следующим образом:
1. Все в порядке.
2. Можно доработать.
3. Обсудить и дать заключение.
4. Провести необходимые замеры.
5. Заказать доставку новой детали/узла.
6. Заменить на отремонтированную деталь/узел.
7. Заменить на новую деталь/узел.
К документам может прилагается точное описание повреждений. Во-первых, тип повреждения, что именно – износ, растрескивание, излом/разрушение, коррозия, кавитационный износ, «старение». Все это мы с вами проходили в предыдущих статьях.
Во-вторых, описание картины повреждения. Визуальная оценка: внешний вид поврежденных деталей и узлов, а также сопутствующих элементов, особенности покрытия, остатки смазочных материалов (и других эксплуатационных жидкостей), следы механической обработки.
В-третьих, проверка размеров и допусков, качества обработки. Сюда включаются и данные лабораторий: металлографическое исследование, химический анализ материала, анализ термической обработки (в частности, проверка твердости материала), анализ прочностных свойств, микроскопическое исследование с помощью оптического микроскопа, исследование с помощью сканирующего электронного микроскопа, ультразвуковое исследование, рентгеновское исследование, вычислительно-теоретические исследования, статистический анализ.
Скажете, не бывает такого? Чересчур внушительный список? Бывает. Мы же договорились – изучаем чужой опыт. А как именно его использовать, решим в конкретной ситуации. Лишних знаний не бывает.
Но пора закругляться. После всей этой «конторской работы» обобщаются результаты, определяется порядок устранения повреждений, а главное – делаются выводы.
Продолжение следует