Этапы восстановления коленчатого вала в компании «Механика». Часть 3.
- 27.05.2024
- /
- 0
- /
- Просмотров 68
Этапы восстановления коленчатого вала в компании «Механика».
Часть 3.
Уважаемые коллеги, клиенты, и гости нашего сайта, интересующиеся вопросами промышленного восстановления деталей двигателя, мы продолжаем делиться с вами опытом, наработанным за более чем тридцатилетнюю историю компании «Механика», и продолжаем цикл технических публикаций, посвященных ремонту коленчатого вала.
В опубликованных ранее статьях, посвященных этапам восстановления коленчатого вала, мы говорили о приемке деталей в ремонт, дефектовке и правильном составлении технического задания. В этой части речь пойдет о технологических операциях, при помощи которых восстанавливается его работоспособность.
Качество шлифовки коленчатого вала находится в прямой зависимости от нескольких параметров: надлежащей приемки и оценки состояния детали, соблюдения технологических инструкций рабочим, и возможностей технологического оборудования, на котором выполняются операции. В гаражных условиях восстановить работоспособность коленчатого вала не представляется возможным. Все цеха компании «Механика» укомплектованы технологическим оборудованием, высокая точность обработки на котором признана инженерами во всем мире, мы выполняем работы на кругло шлифовальных станках: Berco RTM 270; Berco RTM 351; К-1500-U AMC; Berco RTM 225. Станочный парк перекрывает большинство запросов наших клиентов и позволяет выполнять работы с высокой степенью точности.
Ниже мы рассмотри путь вала по цеху, который он преодолевает для того, чтобы продолжительное время выполнять свою функцию в отремонтированном двигателе. На первом этапе по решению инженера он может отправиться на правку. Эта участь не всех деталей, а только тех, которые имеют для этого показания.
Правка (рихтовка) коленчатого вала.
Правка коленчатого вала - технологическая операция, целью которой является устранение недопустимого прогиба и приведение детали к геометрическим параметрам изготовителя, необходимость ее выполнения определяется инженером на этапе приемки.
Какие валы необходимо подвергать правке? Какой прогиб допустим? Правильный ответ будет следующим: операция рихтовка коленчатого вала выполняется в случае отсутствия возможности выполнить его шлифовку в следующий ремонтный размер. Среди самых распространенных причин деформации коленвала повышенные нагрузки, которым подвергается двигатель, неправильная эксплуатация и низкое качество новой детали. Наиболее частый клиент на рихтовку – рядный двигатель с большим количеством цилиндров.
Известно несколько способов правки коленчатого вала, к наиболее часто встречающимся стоит отнести правку чеканкой и при помощи пресса, так же существуют технологии проведения восстановительных работ растягиванием или сжатием, по большей части они существуют в теории и на практике встречаются достаточно редко. При рихтовке коленвала чеканкой рабочий, используя шаровый молоток или боек со сферической ударной частью наносит несколько ударов в определенные ранее места. В случае использования пресса, его давление с плавно возрастающим усилием подается на коленчатый вал в направлении обратном изгибу.
Несмотря на то, что рассматриваемые технологические операции в подавляющем большинстве случаев успешны и эффективны, принято признавать риски, сопровождающие операцию. Правка вала не относится к операциям, которые рекомендуются заводом-изготовителем, ни один, даже самый высококвалифицированный специалист не может достоверно утверждать о стопроцентном достижении заданных параметров. В результате механического воздействия на детали могут образоваться трещины, поэтому, для дальнейшей обработки вала, после рихтовки, он в обязательном порядке отправляется на уже известную нам операцию – проверку на трещины при помощи магнитоскопа. Данная операция всегда выполняется только по согласованию с клиентом, без предоставления гарантии. После проверки на магнитоскопе вал снова подвергают измерениям, в этот раз специалистов интересует величина биения.
Стоит ли подвергать столь ответственную деталь операции, результат которой может вас не удовлетворить?
Учитывая стоимость нового коленчатого вала, качество которого зачастую может вызывать сомнения, статистику результатов успешно выполненных работ и опыт мастеров, выполняющих данную работу – стоит. Наш клиент может быть уверен в том, что мы приложим все усилия для того, чтобы восстановить работоспособность детали с наименьшими затратами обеспечив высокое качество работ.
Итак, мы выполнили рихтовку, теперь геометрические параметры коленвала позволяют его шлифовать в ремонтный размер, деталь перемещается к кругло-шлифовальному станку.
Шлифовка коленчатого вала.
У станка рабочий изучает техническое задание, в котором указаны марка и модель двигателя, номинальные и ремонтные размеры шеек и величины съема. На основании этой информации будет сделано заключение о возможности выполнения операции, подобран измерительный инструмент. Кругло-шлифовальный станок один из самых сложных в эксплуатации для того, чтобы качественно отшлифовать вал станок необходимо подготовить, в неотъемлемый перечень подготовительных операций входит подбор и монтаж необходимого шлифовального круга и его правка. Специальным приспособлением с закрепленным алмазом рабочий выполняет лицевую и боковую правку, правку радиуса. Интервал правки круга – 5 полных циклов шлифовки, но перед каждой шлифовкой рабочий оценит его состояние и при обнаружении повреждений, способных оказать влияние на качество поверхности выполнит правку шлифовального круга незамедлительно. В данной публикации мы не будем подробно останавливаться на технологических операциях подготовки станка к работе, если этот вопрос будет интересен нашему читателю, мы обязательно к нему вернемся.
Подготовив станок к работе, рабочий в очередной раз проверит коленвал, по сути, продублировав все операции, которые ранее выполнили инженеры приемщики, выполняются все измерения и проводится проверка на биение. Это вовсе не означает, что рабочие не доверяют инженерам на приемке, двойной контроль обоснован как критической важностью соблюдения точных размеров, так и невозможностью устранения ошибок в случае неточной шлифовки. Деталь, на которой размер «просажен» автоматически становиться браком, исправить который возможно только лишь выполнив шлифовку в следующий ремонтный размер. Стоит отметить, что исправление брака несет дополнительные расходы в виде затрат на приобретение вкладышей и рабочего времени и технически возможно далеко не всегда. Если шлифовать в следующий размер не представляется технически возможным – деталь должна быть утилизирована.
Следующим этапом в рассматриваемой операции является установка коленчатого вала на станок и его центровка. Механизмами смещения и фиксации патрона, центросместительными системами, используя центроискатель достигается такое положение детали, при котором разница смещения шеек составляет менее 0,05 мм. После затяжки фиксирующих рукояток патронов контрольная операция повторяется – и снова двойной контроль.
Рис.1. Центровка коленчатого вала на кругло шлифовальном станке AMC К-1500-U
Как только вал установлен, центрован и закреплен, можно приступать к шлифовке. Включается вращение вала, скорость при круглом шлифовании составляет 15-25 м/мин., при шлифовании объектов с маленьким диаметром ее необходимо снизить до 6-10 м/мин. Подачей круга вперед достигается необходимое снятие материала, после каждого прохода вновь осуществляются измерения. После каждого прохода микрометром измеряется размер (припуск и эллипс). Выполнив шлифовку всех соосных шеек, мы переходим к операции финишной полировки, которая очень важна для достижения надлежащей чистоты поверхности. Специальным устройством – полировальной машиной, при помощи полировальной ленты обрабатываются все отшлифованные в размер шейки. Операции выполняются для всех соосных шеек, последовательно, очередность выполнения рабочих циклов «шлифовка коренных шеек» или «шлифовка шатунных шеек» определяется рабочим самостоятельно, для сокращения производственных затрат рабочий цикл устанавливается исходя из позиционирования патрона на планшайбе, (если планшайба смещена для установки коленвала для шлифовки шатунных шеек, то в первую очередь следует выполнять рабочий цикл шлифовка шатунных шеек.
Рис. 2. Шлифовка шатунной шейки
На фотографии отчетливо отображается смещение патрона станка относительно центральной оси, такой способ центрирования применяется для обработки шатунных шеек.
После выполнения всех операций вновь проводятся измерения окончательный контроль вала при шлифовке: проверяется биение и размеры, эллипсность и конусность всех шеек. Допустимыми значениями являются: размеры шеек КВ и допуски в соответствии с заказ-нарядом; эллипсность и конусность не более 0,01 мм; биение коленчатого вала на центральной коренной шейке не более 0,02мм; шероховатость поверхности шеек 0,2 – 0,4 Ra.
Рассмотренные выше технологические операции для большинства коленвалов являются исчерпывающими, единичным из них еще предстоит восстановление маслосгонной накатки и чистка каналов. На некоторых моделях двигателей применялась сальниковая набивка, которая совместно с маслосгонной накаткой обеспечивала отсутствие утечек в системе смазки автомобиля. При эксплуатации автомобиля возникает ее неизбежный износ, при наличии которого необходимо полное восстановление, выполняемое на токарном станке. Так же стоит отметить, что для некоторых моделей двигателей обязательной операцией становиться чистка каналов и при повреждении замена заглушек.
И так, мы подвергли коленчатый вал всем технологическим операциям, которые восстановили его работоспособность и можем выдать клиенту, но впереди его ждет еще этап в жизненном цикле, не менее важный – технический контроль. И снова деталь полностью измеряют, на этот раз контролер технического контроля, именно он дает заключение о возможности валу покинуть пределы цеха и служить в двигателе с новыми силами, которые появились благодаря вложенному труду нескольких специалистов, технологическому оборудованию и качественному мерительному инструменту.
Уважаемые читатели, компания «Механика» постоянно совершенствуется, в том числе и посредством общения с Вами, мы с удовольствием ответим на все возникающие вопросы, которые можно задать как через форму обратной связи на сайте компании, так и в социальных сетях.