Чистота мотора под санкциями
- 09.09.2024
- /
- 0
- /
- Просмотров 134
Жизнь изменилась. Многие производители масел с мировыми именами ушли с российского рынка. Встречайте параллельный импорт и новых, неизвестных доселе поставщиков смазочных материалов. И будьте готовы к риску покупки подделок.
Тут впору вспомнить былые навыки эксплуатации. Ныне основательно подзабытые. Например, правильную промывку системы смазки двигателя.
По идее, присадки справятся
Все знают, что моторное масло в процессе эксплуатации непрерывно загрязняется. Во-первых, в него попадают продукты износа двигателя, а также посторонние частицы извне. Во-вторых, оно подвергается глубокому окислению, в результате чего образуются нерастворимые соединения. Про такое масло говорят, что оно стареет.
Однако не все так страшно, поскольку композиция присадок к маслу содержит важнейшие ингредиенты: дисперсанты и детергенты. Именно они призваны следить за чистотой внутренностей двигателя.
Задача дисперсантов – удерживать загрязнения масла в мелкодисперсном состоянии. Кроме того, дисперсанты способствуют измельчению грязи. Масляный насос может гонять мельчайшие частицы по кругу чуть ли не бесконечно – они не слипаются, не оседают, не пригорают.
Однако моющими присадками в классическом понимании являются детергенты. Их задача – предотвращение образования нагара и лаковых отложений на наиболее нагретых участках деталей. В первую очередь назовем верхнюю часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке стенок цилиндра. Тут же находятся поршневые канавки, с которыми тоже все ясно: образование нагара в них вызывает закоксовывание поршневых колец.
Детергенты играют еще одну важную роль: они предохраняют детали двигателя от ржавления, если автомобиль находится на длительной стоянке.
Заканчивая сей небольшой экскурс, отметим, что быстрое потемнение масла после замены не должно настораживать владельца автомобиля. Потемнение означает, что дисперсанты и детергенты хорошо выполняют свои функции. И напротив: если масло долго остается светлым, значит внутренности двигателя обрастают высоко- и низкотемпературными отложениями со всеми вытекающими невеселыми последствиями.
Итак, современные моторные масла «вооружены» эффективными моющими и диспергирующими присадками. Отсюда следует важный вывод. Промывка двигателю не понадобится, если:
- в двигатель заливается только высококачественное масло;
- масло заменяется строго в сроки, оговоренные инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Если не повезло
Однако жизнь может внести коррективы в вышеозначенное правило. Приведем несколько характерных примеров.
Пример 1. Так уж получилось, что пробег между сменами масла оказался превышенным. Дальнее путешествие или простая невнимательность – и вот вместо положенных 10 тыс. км мы намотали 12-13 тыс. Вроде и немного, а штатные моющие и диспергирующие присадки уже сработались, и двигатель начал накапливать загрязнения. Приостановим эксплуатацию, промоем двигатель, поменяем масло и фильтр.
Пример 2. Все было хорошо, и вдруг прокладку ГБЦ пробило, и в масло попал антифриз. Эта ситуация посерьезнее предыдущей. Этиленгликоль способствует коагуляции загрязнений, которые до того тщательно измельчались трудягами-дисперсантами. Так недолго забить сетку маслоприемника, вызвав масляное голодание двигателя. Да и сами моющие и диспергирующие присадки начинают усиленно срабатываться. Срочно прекращаем эксплуатацию, устраняем неполадку, промываем двигатель.
Пример 3. Мы в дороге. Вытягиваем на стоянке масляный щуп и видим, что требуется доливка масла. В близлежащем магазине – продукция неизвестной марки, к тому же какая-то сомнительная. Скрепя сердце, доливаем «инородное тело» и осторожно добираемся до СТО или родного гаража. Сливаем «коктейль», промываем двигатель...
Пример 4.И зачем мы польстились на дешевое масло! И вот, пожалуйста: проехали 300 км, а масло почернело. Проехали еще пару сотен – из трубы повалил сизый дым, мощность упала, будто кольца закоксовались... Неужто так быстро образовался нагар в канавках? Да, да, для поддельного масла хватит и 10 часов работы, чтобы кольца потеряли подвижность. Значит, суррогат купили... Срочно останавливаемся, сливаем, промываем и так далее... Хорошо, хоть без переборки движка обошлось.
Если мыть, то как?
Что представляет собой промывочное масло? Не будем обсуждать так называемые «пятиминутки» – это тема отдельного разговора. Напомним лишь, что эти препараты заливают в горячее загрязненное масло из расчета 200-400 г на объем системы смазки и дают двигателю поработать на холостых оборотах 5-10 мин. Важно знать, что за столь короткий промежуток времени все отложения могут и не вымыться.
Что касается промывочных жидкостей, заливаемых в систему (цитируем инструкцию) «до нижней отметки щупа», то они действительно являются маслами в привычном понимании. Все у них, «как у больших»: в основе – база; в качестве функциональных компонентов – присадки. Правда, в сравнении с моторными маслами, состав композиции сокращен: главенствующее место в ней занимают очень сильные дисперсанты и детергенты. А вот антикоррозионные, противоизносные, антиокислительные и прочие присадки, как правило, в промывочных маслах отсутствуют.
После слива «отработки» промывочное масло заливают в еще теплый двигатель и дают ему поработать на холостом ходу 15-20 мин. Однако промывка бывает эффективной лишь при 80-90°С, а указанного времени для достижения такой температуры может и не хватить. Поэтому инструкции к некоторым промывочным маслам разрешают немного поездить при промывке – разумеется, с невысокой скоростью и без нагрузок.
Перед промывкой следует поменять масляный фильтр. В противном случае холодное промывочное масло заставит открыться перепускной клапан старого фильтра, накопленные в нем загрязнения попадут в систему и снизят эффективность гигиенической процедуры. Однако тратиться на дорогой фильтр вовсе не обязательно – поставьте для промывки какое-нибудь дешевое изделие, а при заливке свежего моторного масла поменяйте фильтр еще раз.
Нельзя обойти и такой вопрос, как необходимость промывки двигателей в автомобилях «сэконд-хэнд» – рынок «вторички» сегодня растет невиданными доселе темпами. Кто знает, что заливал в масляную горловину прежний владелец? Значит – мыть? Мотористы пугают: если отложений в старом двигателе много, они поднимутся «черной тучей» и закупорят все, что только можно: сетку маслоприемника, каналы...
И все же мыть такие моторы необходимо, но не «в лоб», а по комбинированной схеме. Залил свежее масло, проехал неполный срок до замены – и поменял масло. Потом повторил процедуру. Потом применил промывочное масло. Так, постепенно и уйдет из двигателя застарелая грязь.
Эпилог
Вспомнили старые добрые технологии? Ну и славно. А общий совет таков. Нет привычного брендового продукта? Найдите сходное по характеристикам качественное масло, меняйте его вовремя, а лучше досрочно, и вы никогда не столкнетесь с необходимостью промывки двигателя. Даже находясь под санкциями.
Фото автора
Памяти моего учителя зав. отделом моторных масел ВНИИНП к.т.н. Виктора Резникова