Разновидности прокладок поддона
- 28.08.2024
- /
- 0
- /
- Просмотров 47
Масляный поддон на автомобиле хранит «кровь» двигателя. Эти пластиковые, стальные или алюминиевые емкости содержат несколько литров масла, необходимого для смазки и охлаждения компонентов двигателя. Гарантия того, что масло останется в двигателе, а не утечет наружу – задача прокладки поддона. Эти прокладки имеют различную конструкцию, которая менялась со временем и в этой статье мы рассмотрим различные их варианты.
Материал и качество поддона
Ранние масляные поддоны были жестяными, нежесткими, с некоторыми проблемами по достижению нужной плоскостности и, по технологии того времени, требовали очень мягкого материала прокладки, такого как войлок или резино-пробковая смесь. Такие поддоны использовались многие годы, на многих транспортных средствах. Некоторые поддоны были плоскими, другие имели характерные «дуги» для передних и задних уплотнений и все они, со временем, ржавели.
На более поздних двигателях стали использовать литые алюминиевые поддоны, которые устойчивы к коррозии и имеют плоский (и очень жесткий) фланец, обеспечивающий хорошее уплотнение. Эти поддоны обычно герметизируют формованной резиной или, иногда, прокладкой из волокнистого материала. Некоторые из них, вместо прокладок, устанавливаются на тонкий слой герметика.
Самые большие проблемы с герметичностью масляных поддонов, по крайней мере, на старых двигателях – это разнообразие выпускаемых разными производителями поддонов, качество которых варьируется в широких пределах. Поддоны низкого качества создают проблемы для уплотнения даже с помощью лучших прокладок. У них неточно расположены отверстия под крепежные болты, есть выраженная деформация, перепады высоты между фланцами под болты и неправильная геометрия спереди и сзади. Помните, что дешевый поддон обойдется вам дороже в долгосрочной перспективе – из-за проблем с установкой и уплотнением.
Некоторые поддоны, такие как на двигателе Honda D16Y7 середины 90-х годов, имеют выступы по периметру. Они работают как ограничители, для предотвращения чрезмерного сжатия прокладки поддона. Эти выступы расположены с двух сторон каждого отверстия под болт. А в прокладке предусмотрены отверстия, в которые входят и выступы, и болты. Это может привести к проблемам с этими поддонами – если прокладка со временем начинает протекать, то моторист просто подтягивает болты посильнее, чтобы остановить утечку. В итоге, выступы впиваются во фланец блока цилиндров, деформирует его и сами мнутся, герметичность нарушается и вероятность утечек увеличивается. Другая проблема появляется на таких сплющенных выступах после замены прокладки – поскольку выступы стали меньше чем нужно, то прокладка сжимается сильнее, чем надо, и это может привести к растрескиванию резины. Некоторые поставщики предлагают прокладки поддона, которые имеют встроенные ограничители для предотвращения чрезмерного сжатия прокладки и их можно использовать на поддонах с такими деформированными выступами.
Войлочные прокладки
Ранние прокладки для поддонов делали из войлока. Просто вырезали прокладку нужной формы из листа войлока и затягивали болты, уплотняя его. Со временем масло начинало просачиваться сквозь волокна шерсти, но в то время такие утечки не считались поводом для беспокойства.
Вулканизированные резиновые прокладки
Резиновую смесь прокатывают между горизонтальными валами с определенным расстоянием между ними – для получения нужной толщины листа, и затем из этого листа вырубают прокладку по форме фланца поддона. Получается полужесткая прокладка, которую укладывают на поддон или блоке, и они скрепляются болтами. Такая прокладка была лучше войлочной, и обеспечивала достаточное для того времени уплотнение. Поскольку материал был полужестким, это облегчало установку. Но резина, при длительной эксплуатации, постепенно стареет и становится хрупкой, теряя способность держать форму. Это становится причиной утечек.
Резино-пробковая смесь
Следующим материалом, после вулканизированной резины, стала смесь резины и пробки, который также давал полужесткую прокладку. Этот материал бывает различной толщины: например - 1,5 или 3,0 мм; и представляет собой смесь частиц пробки и каучукового связующего. Вы найдете этот материал во многих составных прокладках поддона – комплектах из четырех деталей, в которые входят пробковые прокладки для боковых фланцев и резиновые для торцевых уплотнений. Пробка определенной толщины необходима для соответствия концевым уплотнениям, чтобы гарантировать, что все компоненты сжаты необходимым усилием. Как и другие материалы, резино-пробковая смесь, из-за постоянного нагрева, со временем частично теряет упругость и становится хрупкой. Вы, вероятно, заметили, что при разборке подобные прокладки просто разваливаются на части. В течение многих лет резино-пробковая смесь использовалось как для прокладок поддона, так и для клапанной крышки. Для повышения прочности подобные прокладки могут иметь металлическую основу, которая связана с резиной либо химически или механически – с помощью перфорации.
Формованная резина
Резино-пробковая смесь была заменен формованными резиновыми прокладками. Этот усовершенствованный материал, благодаря своему составу, выдерживает высокие температуры, воздействие масла и озона, а также нужное давление. Упругость позволяет ему сохранять форму и обеспечивать уплотнение даже на изгибах или при смещении фланцев.
Ремкомплекты из четырех деталей с резиновыми концевыми уплотнениями обычно состоят из резино-пробковых продольных прокладок и концевых уплотнений из формованной резины. Стыки торцевых уплотнений и боковых частей, герметизируются с помощью силиконового герметика, отверждающегося при комнатной температуре. Распространенная проблема при такой конструкции – процесс сборки. Расположить все четыре детали правильно оказывается непростым делом. Некоторые используют консистентную смазку, чтобы зафиксировать боковые прокладки на месте при сборке.
Цельные прокладки упрощают установку. Этот формованный узел состоит из гибких или жестких боковых накладок, обычно с ограничителем сжатия, и концевых уплотнений, которые соединены с боковыми частями. Таким образом сокращается время на монтаж и устраняются возможные пути утечки по стыкам.
Тройник
Некоторые современные прокладки поддона имеют так называемые «тройники» (Tri-Joint). Некоторые современные двигатели имеют такую конструкцию, когда в одной точке сходятся поддон, блок цилиндров и передняя крышка. При этом поддон крепится к блоку, и передняя часть поддона выступает за пределы блока. Область на прокладке, где встречаются эти три компонента, представляет собой тройное соединение. Здесь располагается площадка, которая позволяет маленькому «язычку» на прокладке компенсировать небольшие неточности при сборке. Пример такой конструкции можно видеть на двигателях GM серии LS, где передняя крышка крепится в верхней части к блоку цилиндров, а нижняя ее часть – к поддону.
Химическое уплотнение – когда прокладку нельзя использовать
Некоторые поддоны соединены с блоком только через тонкий слой герметика, вместо традиционной прокладки. Иногда при ремонте вместо герметика используется сменная прокладка, но это возможно не всегда. На некоторых двигателях нельзя использовать более толстую прокладку, так как из-за её толщины поддон неизбежно смещается вниз. Поскольку на некоторых автомобилях коробка передач крепится к поддону, то при смещении поддона из-за толщины добавляемой прокладки, отверстия под крепежные болты тоже перемещаются и коробка просто не встанет на свое место. Другие проблемы, связанные с толщины прокладки появляются там, где есть датчик положения коленвала. Датчик может не «захватить» магнит, поскольку он переместился из-за толщины прокладки и двигатель не запустится. Для таких соединений следует использовать герметик типа Loctite или его аналоги.
Дополнительные советы по уплотнению поддона
Первым делом следует тщательно очистить поддон и удалить все остатки старой прокладки. Если этого не сделать, то неровности в месте контакта приведут к чрезмерному сжатию новой прокладки или появлению возможной утечки масла. Проверьте, насколько плоские фланцы у поддона. Если в старой прокладке были металлические ограничители нагрузки, проверьте, чтобы ни один из них не остался на поддоне после разборки. Вам нужна идеально плоская поверхность для уплотнения прокладки. Проверьте наличие приподнятых участков вокруг отверстий под болты – так бывает, если они были затянуты с превышением усилия. Такие места надо выровнять – например, молотком. Если они останутся выступающими, то новая прокладка будет зажата у болтов, а на прилегающих к ним участкам – не обожмется как надо, что ухудшит уплотнение. Избегайте использования герметиков, если это не прямо не рекомендовано производителем. Чрезмерное использование герметиков создает эффект, который возникает при сдавливании пальцами арбузной семечки – она просто выскальзывает. И то же самое будет с прокладкой при затягивании болтов. Для составных прокладок, из 4 деталей, герметик используется только на стыках и в небольшом количестве, так как избыток вытечет в стороны, где он совсем не нужен. Избегайте чрезмерного усилия при затягивании крепежных болтов – некоторые упругие материалы, такие как пробка, теряют упругость при чрезмерном давлении. Приобретайте прокладки у надежных поставщиков, на рынке часто встречаются прокладки, которые хорошо выглядят, но изготовлены из некачественных материалов и не будут работать долго. Стоимость некоторых наборов прокладок может быть высокой, но стоимость ремонта намного выше, поэтому сделать все правильно с первого раза – ключ вашей прибыли, и вашей репутации. Соблюдение этих принципов значительно повысит эффективность вашей работы.
Брайан Робертс, технический специалист AERA, имеет более чем 20-летний опыт работы на рынке автосервиса, в том числе в Federal-Mogul (Fel-Pro), Modern Silicone Technologies и Dana Corporation в качестве инженера по продуктам и менеджера по продуктам. Обладает богатым опытом в области разработки, производства и продажи прокладок