Маслосъемные колпачки, они же сальники клапанов, самый невезучий сальник в двигателе
- 21.07.2025
- /
- 0
- /
- Просмотров 507
Маслосъемные колпачки, они же сальники клапанов уплотняют зазор между стержнем клапана и клапанной втулкой. Так уж устроен этот несправедливый мир, что стержень клапана работает под клапанной крышкой, где расположен весь механизм привода газораспределения. Там все обильно смазывается, буквально купается в масле. А вот тарелка клапана – формирует часть поверхности камеры сгорания. Попадание масла в камеру сгорания необходимо исключить. Эту функцию как раз и выполняют сальники клапанов.

Маслосъемные колпачки, они же сальники клапанов уплотняют зазор между стержнем клапана и клапанной втулкой. Так уж устроен этот несправедливый мир, что стержень клапана работает под клапанной крышкой, где расположен весь механизм привода газораспределения. Там все обильно смазывается, буквально купается в масле. А вот тарелка клапана – формирует часть поверхности камеры сгорания. Попадание масла в камеру сгорания необходимо исключить. Эту функцию как раз и выполняют сальники клапанов.

Фото: ГБЦ с потерявшими эластичность, изношенными колпачками.
Сальники клапанов, наверное, самый невезучий сальник в двигателе. Он уплотняет горячий клапан. Тарелка клапана, особенно выпускного, испытывает местный нагрев до 700 градусов. Стержень до таких температур не нагревается, но и 300 градусов – уже экстремальная температура для работы резинового уплотнения. Кроме того, во впускном и выпускном каналах постоянно пульсирует давление. Через зазор в сопряжении «клапанная втулка-стержень клапана» эти пульсации долетают до колпачка. И если колпачок не обеспечивает надежного уплотнения, разряжение во впускном коллекторе «насосет» в коллектор и в камеру сгорания масло, создав «масложор» и обильный сизый дым выхлопа.

Фото взято из открытых источников
От времени и высокой рабочей температуры уплотнения теряют свою эластичность. Кроме того, рабочая кромка сальника изнашивается механически. В какой-то момент возникает необходимость замены колпачков.

Фото изношенной кромки и элипса в отверстии колпачка
Сальник клапана – не всемогущий Бэтман. Если зазор в сопряжении «стержень-втулка» увеличивается выше эластичности сальника, - герметичность будет нарушена и масло начнет засасываться в камеру сгорания. В таком случае простая замена колпачков не поможет. Нужно менять направляющие втулки и, вероятно, комплект клапанов.

Фото: ГБЦ после замены направляющих
Замена втулок, при всей современной точности обработки, неизбежно нарушает соостность новой втулки и старого седла. Нужно обязательно поправить фаски седла, восстановив соостность с втулкой и вернув рабочей и ограничивающим фаскам на седле клапана их первоначальную геометрию.
В случае, когда износ сопряжения стержень-втулка находится в допустимых пределах, бывает достаточно заменить колпачки без замены направляющих.

Фото с установленными сальниками клапанов на ГБЦ