Кто научит автомеханика?
- 05.09.2024
- /
- 0
- /
- Просмотров 25
Эта статья не экспертное мнение и тем более не руководство к действию. Уж чего-чего, а экспертов у нас хватает! Нет, перед вами просто размышления на основе инженерного, преподавательского и журналистского опыта автора. Причем журналистского именно в автосервисном издании.
Итак, кто сегодня занимается обучением специалистов автосервиса? Оставим за кадром дилерские сервисные станции – они привязаны к мануалам автопрозводителей и заслуживают отдельного разговора. А вот учителей для сотрудников независимых сервисов поделим на четыре группы. И сразу отметим их сильные и слабые стороны.
Группа 1. Государственные колледжи
К сильным сторонам отнесем педагогический опыт преподавателей, прекрасную методическую подготовку, глубокие знания хрестоматийной, если хотите – фундаментальной конструкции автомобиля.
К слабым – недостаточное владение современными технологиями, устаревшая учебная база и зависимость от неповоротливых государственных учебных программ.
Вот пример. Учащийся делает курсовую работу по центрифуге для очистки масла в дизеле, причем давно устаревшей конструкции. Скажите – зачем это? Сейчас и дизели другие, и системы фильтрации, да и само моторное масло. Загрязнения в нем диспергируются настолько тонко, что центрифуга становится бесполезной. А ведь можно просто рассказать о центрифуге в историческом аспекте, сравнить ее с полнопоточным сменным фильтрующим элементом, и достаточно.
Группа 2. Инжиниринговые и учебные центры, организующие семинары и курсы повышения квалификации
Из сильных сторон назовем гибкость учебных программ, включая быстроту их изменений, знание новейших технологий и хорошо оборудованные классы.
Из слабых – вынужденную привязку к брендам, если те участвуют в организации и спонсировании учебного процесса. А также некорректное использование терминологии из школьной химии и физики при объяснении основ автомобильной науки – не всегда, конечно, но грешат этим преподаватели, грешат…
Нужен пример? Пожалуйста. Помнится, был семинар о технических жидкостях. И решил преподаватель блеснуть теорией. Кислая среда, щелочная среда, нейтральная среда… И вдруг заявляет: pH это щелочное число. Нет, ребята, это называется водородный показатель. А пока преподавателю двойка по школьной химии.
Группа 3. Технические тренеры от фирм-производителей автокомпонентов, смазочных материалов и технических жидкостей
Безусловные плюсы тренеров – прекрасное знание технологий, которыми торгует их компания. Поэтому слушать их рассказы интересно.
А вот минусов можно насчитать немало. Во-первых, почти 100% привязка к собственным брендам. Будто и нет альтернативных изделий и общих технических решений.
Но в глобальной экономике давно работают общие поставщики комплектующих – фильтровальных материалов, например, или фрикционных смесей для тормозных колодок. Практикуется торговля патентами. Широко распространен аутсорсинг. Автор неоднократно видел на зарубежных заводах упаковки «расходников» с товарными знаками самых разных фирм. Но тренеры будут говорить о технологиях и качестве как о собственных достижениях. Аналитические обзоры противоречат корпоративной этике – конкурентов упоминать нельзя.
Во-вторых, Козьма Прутков не зря отметил, что специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя. Как только тренер слезает с любимого конька, начинаются чудеса. Вот, например, рассказ о шкворнях.
Что, простите? Колеса вращаются вокруг шкворня, а не вокруг оси ступицы? Шкворень соединяет подрессоренную и неподрессоренную массы? Налицо слабые знания общей теории автомобиля. К слову, преподаватель колледжа никогда бы подобного не заявил и не написал. Да и сотрудник инжинирингового центра тоже.
И, наконец, в-третьих. Опять же ошибки на уровне школьной программы. Вот прекрасный рассказ об антифризах. И вдруг тренер заявляет, что «при очень низких температурах антифриз все же замерзает». Нет, не замерзает. Замерзание – это фазовый переход, отверждение жидкости. Но антифриз благодаря молекулам этиленгликоля лишь загустевает, но не твердеет. А значит, не расширяется и не рвет рубашку охлаждения. Что ж, опять двойка. На этот раз по физике.
Группа 4. Независимые сервисы, проводящие собственные мероприятия по обучению
Сильные стороны – крепкие и обширные практические знания, нацеленные на конкретные сервисные операции. А главное – на экономический эффект обучения. Новые диагностические приборы здесь осваивают быстро, сервисное оборудование знают безупречно, приемы работы предлагают рациональные.
Слабые стороны – повальная недооценка теоретических знаний. И (чего греха таить!) снисходительное отношение к колледжам. Мол, не тому учите, давайте-ка подтягивайтесь к нашему уровню.
Вот пример. Идет конференция по кадрам. Проводится, кстати, в одном из профильных колледжей. Представитель крупного автосервиса, будущий работодатель студентов, рассказывает, какие ему нужны сотрудники. Говорит эмоционально, с напором. Мол, необходимо владение современными технологиями ремонта, а вот знание цикла Отто ни к чему.
Трудно согласиться с этим. Вы гибриды ремонтируете? А ведь в них ДВС работает по циклу Аткинсона. И знание его принципиальных отличий от цикла Отто просто необходимо. И вообще, пренебрежение теорией – путь в никуда. Как справедливо заметил Дмитрий Даньшов, руководитель компании «Механика», диагност, не знающий закона Ома – не диагност.
Что же делать? А если объединиться? Вам интересны общие проекты? И нам тоже. Вам выгодно? А уж нам тем более! Давайте поработаем! И вот известный блогер вместе с фирмой снимает ролик и выкладывает в ютубе. Знаменитость появляется в соцсетях в брендовой одежде. Ученые обмениваются информацией по проблеме и вместе решают трудную задачу. Эти примеры всюду – в бизнесе, в моде, в искусстве, в образовании…
Так вот, чем может помочь объединение независимых автосервисов, инжиниринговых центров, производителей автокомпонентов и автомеханических колледжей? Нет, нет, не ждите готовых рецептов. Задача этой статьи – дать информацию к размышлению. Но кое-что лежит и на поверхности. Это взаимовыгодный обмен знаниями и навыками.
Судите сами. В каждой из четырех групп имеются лидеры – кто-то силен в методике, кто-то в теории, кто-то в новых технологиях, а кто-то в практических навыках. Вот и общайтесь, обменивайтесь.
Известно, что преподаватели колледжей проходят стажировку на станциях технического обслуживания. Замечательно! А наоборот? Почему бы разнообразным техническим тренерам не стажироваться в колледжах? Подучиться педагогике у опытных преподавателей профильных дисциплин. Вспомнить основы физики и химии, пообщавшись с учителями-предметниками. Привести в порядок терминологию. Чай корона-то не упадет с головы?
Впрочем, мы договорились – никаких советов. Это так, мысли вслух. Если они хоть в чем-то совпали с вашими, дорогие читатели, автор будет рад.