Далеко ли до «капиталки»?
- 09.09.2024
- /
- 0
- /
- Просмотров 42
Капитальный ремонт двигателя – событие хлопотное и затратное. Можно ли предвидеть «капиталку»?
Можно, если обратиться в специальную лабораторию и сделать анализы проб масла и охлаждающих жидкостей, взятых из мотора. На основе изучения этих образцов и накопленной базы данных делаются выводы о состоянии двигателя и степени его износа.
В итоге выдаются рекомендации – что с этими моторами делать. Продолжать эксплуатацию или провести текущий, а то и капитальный ремонт. А что? Логично! Никого ведь не удивляет, что по анализу крови врач может определить болезнь и порекомендовать лечение. Применительно к технике такие рекомендации особенно важны для транспортных компаний с большим автопарком.
Никаких отворачиваний сливных пробок для взятия анализа не требуется. Масло отбирается специальным шприцем в фирменную емкость через отверстие для масляного щупа. Понятно, что попадание посторонних примесей в пробу при этом исключается.
Что касается оборудования и приборов, их в арсенале современных лабораторий более двадцати – самых современных, высокоточных.
Разумеется, тут не обойтись без спектрального анализа масла. Как известно, спектральный анализ позволяет изучить химический состав веществ по их способности испускать и поглощать свет. А поскольку каждый химический элемент испускает и поглощает лишь характерный для него спектр, можно выявить наличие этих элементов в пробе масла.
Спектральный анализ позволяет выявить не только продукты износа, но и загрязнения, проникшие через воздушный фильтр и так или иначе попавшие в масло, продукты окисления самого масла и многое другое.
А еще в лабораториях проверяют вязкость масла, щелочное число, определяют наличие в масле влаги, антифриза, топлива, ранжируют загрязнения по фракциям и выполняют еще множество интересных и полезных исследований.
Насколько состарилось базовое масло? Сработались ли присадки? Мы говорили о спектральном анализе – тут он работает в полную силу! Ведь присадки содержат соединения металлов, значит, по спектру можно определить остаточный ресурс присадок.
На данном этапе уже можно давать первые рекомендации клиенту. Если масло не окислилось (щелочное число в норме), вязкость в порядке, а присадки уже начали срабатываться, можно не менять масло полностью, а ограничиться частичной заменой или доливкой. Баланс присадок восстановится, предприятие выиграет экономически и даже сможет немного увеличить сервисный интервал – разумеется, под дальнейшим контролем лаборатории.
Теперь оценим степень износа двигатели, точнее, его пар трения. Какие сочленения являются основными? Подшипники коленчатого и распределительного валов; поршень с кольцами и гильза цилиндра; палец шатуна с втулкой; пара кулачок – толкатель; клапан и седло; стержень клапана и клапанная втулка.
Все эти детали изготовлены из черных и цветных металлов, точнее, сплавов. А частички этих материалов можно выявить… правильно, с помощью того же спектрального анализа. И если он показал высокое содержание хрома (внимание, кольца!) и алюминия (внимание, поршень!), значит, непорядок с цилиндропоршневой группой. А наличие меди и некоторых других цветных металлов расскажет о состоянии подшипников скольжения (вкладышей).
Но в масле можно обнаружить и другие посторонние примеси – например, кремний. Его наличие говорит о попадании в двигатель неочищенного воздуха – возможно, через поврежденный воздушный фильтр.
Влага в масле – явление, к сожалению, обычное. Ведь образование конденсата от перепада температур никто не отменял. Здесь важно отслеживать состояние присадок – и прежде всего моющих (детергентов) и диспергирующих (дисперсантов). Их природа такова, что они не дружат с влагой. Поэтому контроль и еще раз контроль!
Обнаружили в масле компоненты топлива – проверяем состояние системы питания, поршневых колец и впускных клапанов. Антифриз в масле? Скорее всего, повреждена (механики говорят – пробита) прокладка ГБЦ.
Вот так, шаг за шагом по анализу пробы масла проводится диагностика двигателя. А сравнение с результатами предыдущих исследований однотипных моторов позволит выявить системные ошибки эксплуатации и повысить ресурс этих двигателей.
Можно выявить и влияние региональных факторов. Например, перевозчик заправляет свой парк топливом с высоким содержанием серы – а другого поблизости нет. Часть топлива попадает в масло, сера окисляется, оксиды вступают в реакцию с водой (помним о конденсате!). В итоге образуются сернистая и серная кислоты, «пожирающие» щелочное число масла. Значит, надо особенно тщательно его контролировать, а при необходимости доливать свежее масло или производить частичную замену.
Методик и лабораторий по «масляной диагностике» двигателя в мире немало. Например, можно вспомнить сеть лабораторий ANAC (ANAlysis Compared) компании Total. Или американскую POLARIS Laboratories с развитой сетью филиалов.
Сегодня работа с западными компаниями осложнена из-за санкций. Но у нас есть и свои диагностические лаборатории – например, компания «Химмотолог». Фирма работает в данной области с 2010 года, и к настоящему времени не только проводит анализ смазочных материалов, но также разрабатывает и производит приборы для экспресс-анализа, с помощью которых можно самостоятельно оценить качество масла и провести диагностику состояния техники. Приборы работают по всей России, а также в Белоруссии, Киргизии, Молдавии, Казахстане.
Кстати, по утверждению специалистов «Химмотолога», анализ масла имеет высокую точность. Так при разборке и ремонте двигателей предполагаемые неисправности подтверждаются в 95% случаев.
А если анализы показывают, что износы критические и мотору пора в капремонт, добро пожаловать на расточку и хонингование цилиндров, а также на шлифовку коленчатого вала. И двигатель обретет вторую жизнь.
Фото из архива автора