9:00 - 19:00 (пн-пт) , 10:00 - 15:00 (сб)
США Ашберн
Понедельник, 7 Октября 2024 07:46
  • |
Узнайте статус своего заказа

Далеко ли до «капиталки»?


  • 09.09.2024
  • /
  • 0
  • /
  • Просмотров 42

Капитальный ремонт двигателя – событие хлопотное и затратное. Можно ли предвидеть «капиталку»?


Можно, если обратиться в специальную лабораторию и сделать анализы проб масла и охлаждающих жидкостей, взятых из мотора. На основе изучения этих образцов и накопленной базы данных делаются выводы о состоянии двигателя и степени его износа.

В итоге выдаются рекомендации – что с этими моторами делать. Продолжать эксплуатацию или провести текущий, а то и капитальный ремонт. А что? Логично! Никого ведь не удивляет, что по анализу крови врач может определить болезнь и порекомендовать лечение. Применительно к технике такие рекомендации особенно важны для транспортных компаний с большим автопарком.

 

 

Никаких отворачиваний сливных пробок для взятия анализа не требуется. Масло отбирается специальным шприцем в фирменную емкость через отверстие для масляного щупа. Понятно, что попадание посторонних примесей в пробу при этом исключается.

Что касается оборудования и приборов, их в арсенале современных лабораторий более двадцати – самых современных, высокоточных.

Разумеется, тут не обойтись без спектрального анализа масла. Как известно, спектральный анализ позволяет изучить химический состав веществ по их способности испускать и поглощать свет. А поскольку каждый химический элемент испускает и поглощает лишь характерный для него спектр, можно выявить наличие этих элементов в пробе масла.

 

  

Спектральный анализ позволяет выявить не только продукты износа, но и загрязнения, проникшие через воздушный фильтр и так или иначе попавшие в масло, продукты окисления самого масла и многое другое.

А еще в лабораториях проверяют вязкость масла, щелочное число, определяют наличие в масле влаги, антифриза, топлива, ранжируют загрязнения по фракциям и выполняют еще множество интересных и полезных исследований.

Насколько состарилось базовое масло? Сработались ли присадки? Мы говорили о спектральном анализе – тут он работает в полную силу! Ведь присадки содержат соединения металлов, значит, по спектру можно определить остаточный ресурс присадок.

На данном этапе уже можно давать первые рекомендации клиенту. Если масло не окислилось (щелочное число в норме), вязкость в порядке, а присадки уже начали срабатываться, можно не менять масло полностью, а ограничиться частичной заменой или доливкой. Баланс присадок восстановится, предприятие выиграет экономически и даже сможет немного увеличить сервисный интервал – разумеется, под дальнейшим контролем лаборатории.

 

 

Теперь оценим степень износа двигатели, точнее, его пар трения. Какие сочленения являются основными? Подшипники коленчатого и распределительного валов; поршень с кольцами и гильза цилиндра; палец шатуна с втулкой; пара кулачок – толкатель; клапан и седло; стержень клапана и клапанная втулка.

Все эти детали изготовлены из черных и цветных металлов, точнее, сплавов. А частички этих материалов можно выявить… правильно, с помощью того же спектрального анализа. И если он показал высокое содержание хрома (внимание, кольца!) и алюминия (внимание, поршень!), значит, непорядок с цилиндропоршневой группой. А наличие меди и некоторых других цветных металлов расскажет о состоянии подшипников скольжения (вкладышей).

Но в масле можно обнаружить и другие посторонние примеси – например, кремний. Его наличие говорит о попадании в двигатель неочищенного воздуха – возможно, через поврежденный воздушный фильтр.

Влага в масле – явление, к сожалению, обычное. Ведь образование конденсата от перепада температур никто не отменял. Здесь важно отслеживать состояние присадок – и прежде всего моющих (детергентов) и диспергирующих (дисперсантов). Их природа такова, что они не дружат с влагой. Поэтому контроль и еще раз контроль!

Обнаружили в масле компоненты топлива – проверяем состояние системы питания, поршневых колец и впускных клапанов. Антифриз в масле? Скорее всего, повреждена (механики говорят – пробита) прокладка ГБЦ.

Вот так, шаг за шагом по анализу пробы масла проводится диагностика двигателя. А сравнение с результатами предыдущих исследований однотипных моторов позволит выявить системные ошибки эксплуатации и повысить ресурс этих двигателей.

 

  

Можно выявить и влияние региональных факторов. Например, перевозчик заправляет свой парк топливом с высоким содержанием серы – а другого поблизости нет. Часть топлива попадает в масло, сера окисляется, оксиды вступают в реакцию с водой (помним о конденсате!). В итоге образуются сернистая и серная кислоты, «пожирающие» щелочное число масла. Значит, надо особенно тщательно его контролировать, а при необходимости доливать свежее масло или производить частичную замену.

Методик и лабораторий по «масляной диагностике» двигателя в мире немало. Например, можно вспомнить сеть лабораторий ANAC (ANAlysis Compared) компании Total. Или американскую POLARIS Laboratories с развитой сетью филиалов.

Сегодня работа с западными компаниями осложнена из-за санкций. Но у нас есть и свои диагностические лаборатории – например, компания «Химмотолог». Фирма работает в данной области с 2010 года, и к настоящему времени не только проводит анализ смазочных материалов, но также разрабатывает и производит приборы для экспресс-анализа, с помощью которых можно самостоятельно оценить качество масла и провести диагностику состояния техники. Приборы работают по всей России, а также в Белоруссии, Киргизии, Молдавии, Казахстане.

Кстати, по утверждению специалистов «Химмотолога», анализ масла имеет высокую точность. Так при разборке и ремонте двигателей предполагаемые неисправности подтверждаются в 95% случаев.

А если анализы показывают, что износы критические и мотору пора в капремонт, добро пожаловать на расточку и хонингование цилиндров, а также на шлифовку коленчатого вала. И двигатель обретет вторую жизнь.

 

 Фото из архива автора

Опубликовано: 9 сентября 2024, 13:34
Автор: Юрий Буцкий
Источник:
Метки:

Оставьте свой комментарий




Комментарии