Продолжается борьба вокруг поправок в Техрегламент

Очередное заседание «рабочей группы по разработке проекта изменений № 3 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)» состоялось десятого февраля в Евразийской Экономической комиссии. Организаторами и модераторами заседания выступали:

Школин Владимир Анатольевич  – заместитель начальника отдела технического регулирования и стандартизации Департамента технического регулирования и аккредитации

Разработчики проекта

От разработчика проекта отвечал на вопросы участников Аникеев Сергей Александрович – заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ»

Простите меня за лютый канцелярит (Канцелярит – квазидиалект, используемый чиновниками и официальными лицами для того чтобы их невозможно было понять гражданам. Способ маскировки мысли либо ее отсутствия от собеседника). Но приходится называть официальных заказчиков и разработчиков третьего пакета поправок в Техрегламент их точными и полными титулами.

Евразийский Экономический Союз

Поскольку ТР  обязателен для всех членов Евразийского Экономического Союза, то дистанционно в обсуждении участвовали представители Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана. Представители Армении были приглашены, но не приняли участия «по техническим причинам». Некоторые видные армяне сочли отказ от обсуждения демонстрацией пренебрежения к проекту ЕврАзЭС и к интеграции с Россией со стороны чиновников современной Армении.

Позиция AEБ

Основное впечатление, вынесенное из полного рабочего дня участия в обсуждении – то же самое, что и во времена Михайлы Васильевича Ломоносова: «засилье иностранцев». Почему-то любой значимый вопрос разработчики поправок считают необходимым согласовать не с ГАЗом или КАМАЗом, а с АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса). У меня складывается впечатление, что нормативная база пишется не под русскую экономику и промышленность, а под интересы иностранных корпораций.

 Позицию иностранных автосборочных предприятий, входящих в АЕБ, кратко можно описать так:

– одобрение типа транспортных средств максимально упростить. (С этим я бы согласился.)

– на рынке есть официальные дилеры, а все остальные «чумазые сервисы» рынку не нужны.

Напомню, что «официальные дилеры» – это не сервисы даже. Это отдел продаж, ТО и гарантии новых машин. Дилеры полностью зависят от дистрибьютера и производителя, и ведут выгодную ему политику. Им нужно продавать больше новых машин. Для этого срок службы уже проданных должен быть примерно равен сроку гарантии.  Серьезный ремонт дилеры не выполняют, и не заинтересованы, чтобы серьезный ремонт выполнял кто-то еще.

Достаточно толково и активно выступала Чурмеева Надежда Александровна, исполнительный директор Ассоциации производителей шин. Последовательно и настойчиво отстаивала отраслевые интересы. Интересы шинников – исключить бессмысленные маркировки знаками ЕврАзЭС, так как при производстве невозможно заранее знать, на какой рынок попадет продукция. Мнение шинников разумно. В угоду странной прихоти чиновников создавать пресс-формы с маркировкой «под ЕврАзЭС» - это лишние расходы, не создающие дополнительной ценности, как сейчас принято говорить.

Весьма самоуверенно и безапелляционно высказывался в духе интересов АЕБ Коровкин Игорь Алексеевич, исполнительный директор некоммерческого партнёрства «Объединение автопроизводителей России». Он, конечно, ветеран, и наверняка имеет заслуги перед обществом, но, как говорил на своей лекции «Кризис успеха» Маршал Голдсмит, «нестрашно, что с возрастом у вас может отрасти живот – опаснее, если у вас отрастет статус». Мне показалось, что на правах старшего Игорь Алексеевич высказывался несколько свысока, забывая принцип греческих мыслителей «не забудь усомниться». Мнение г-на Коровкина, если сокращенно, состоит в том, что свет разума и технического прогресса нам несут исключительно дилеры. При этом всех «недилеров» нужно считать чумазыми неграмотными бракоделами. И оных следует разогнать, так как их никто на ремонт не сертифицировал.

Мне пришлось задать Игорю Алексеевичу несложный вопрос: а кто и на основании чего мог бы, по его мнению, быть этим светлым сертификатором? НАМИ? МАДИ? Минпромторг? Так, товарищи, они ЗАКОНОДАТЕЛЬНО не имеют доступа к технической информации производителя! От слова «совсем»! И если моя компания имеет этот доступ через иностранных партнеров, то «сертификаторы» к техническим условиям производства и технологиям ремонта не имеет доступа ВААЩЕ! Никакого. Но упорно лезут сертифицировать, сами не зная, что именно. И новый Техрегламент призван законодательно закрепить это невежество. В Техрегламенте России и ЕврАзЭС нет нормы, предписывающей производителю или импортёру раскрывать техническую информацию и технологии обслуживания и  ремонта российским научным, учебным и ремонтным организациям. Российский «сертификат соответствия» следует считать соответствием неизвестно чему. Я думаю, что на этом основании можно подать в суд на НАМИ и отсудить у них деньги за сертификацию запчастей и компонентов как за необоснованное обогащение. Коллеги, как вы считаете? Должен заметить, что Коровкин спорить с моим утверждением не стал. Уже хорошо – шажок к диалогу…

Что же предложило профессиональное сообщество, в лице Союза Автосервисов?

Перечислю по пунктам:

– сделать раскрытие технической информации производителем для научных, учебных и ремонтных организаций обязательным условием одобрения типа ТС. Проще: продаешь в России – дай технологии ремонта. Это условия обязательны во всех развитых странах.

– обеспечить недискриминирующий доступ к софту и сервисному серверу производителя. Поскольку многие машины не имеют уже диагностического разъёма, и диагностика идет через сервер в Штутгарте или Пхеньяне. А, как всем известно (ну, может, кроме Коровкина), сейчас заменить охлаждающую жидкость или колодки нельзя без подключения к управляющей электронике.

– «Правила ЕЭК ООН N 133 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении возможности их повторного использования, утилизации и восстановления» внести в российское законодательство без искажений, в той же редакции, в которой они действуют в ЕС.

– исключить запрет на «повторное использование» восстановленных узлов и деталей, а также узлов и деталей с большим остаточным ресурсом. Нужно беречь деньги и ресурсы планеты.

– исключить проверку, одобрение, сертификацию, испытания в шести инстанциях и внесение в ПТС стандартных фаркопов, сигнализаций, дефлекторов. Испытали при выпуске на рынок – и точка.

– легализовать перевод техники на газовое топливо.

Вот вкратце всё. Александр Пахомов, Богдан Осокин и ваш покорный слуга много сил положили на внесение в документ этих очевидных тезисов. Посмотрим, что важнее Минпромторгу – интересы иностранных корпораций или российская экономика.

Автор: Дмитрий Даньшов

Заседание ЕЭК по ТР 10 февраля

(фото: Заседание ЕЭК по ТР 10 февраля)

Дата:
17.02.2021