ДИСКУССИИ ВОКРУГ АЛМАЗНОГО ХОНИНГОВАНИЯ ЧУГУННЫХ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ Часть 2.

ДИСКУССИИ ВОКРУГ АЛМАЗНОГО ХОНИНГОВАНИЯ ЧУГУННЫХ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ

Часть 2.

 Итак, в первой части «дискуссии» мы обосновали то, что все заданные параметры хонингования могут быть достигнуты при применении алмазных брусков. Во второй части продолжим беседу о хонинговании чугунных блоков цилиндров алмазными брусками, мы разберемся, как подобрать бруски для условий современных ремонтных цехов; сформируем набор рекомендаций, выполнение которых позволит добиваться качественного результата и минимизирует количество ошибок; уделим внимание смазочно-охлаждающим жидкостям и сделаем вывод о приоритетном способе обработки.

Алмазные хонинговальные бруски.

Что из себя представляет алмазный брусок?  Это дискретное множество режущих элементов - «зерен» распределенных равномерно в пределах поверхности бруска, свойства зерен описываются рядом параметров, определяемых решаемой технологической задачей, основные из них - режущая способность и износ зерна. Для изготовления бруска применяются алмазные порошки и связка, марки и зернистость порошков, применяемых для изготовления алмазоносного слоя указаны в ГОСТ 25594-83 «Бруски алмазные хонинговальные».

Как разобраться инженеру в том, какие бруски будут наиболее оптимальными для наших задач? В процессе хонингования все зерна совершают возвратно-поступательное движение, снимая припуск с обрабатываемой поверхности. Зная потребности производства, параметры технического задания воспользовавшись уже известным нам ГОСТ 25594-83 «Бруски алмазные хонинговальные» мы можем подобрать бруски именно с теми характеристиками, которые позволят достигать качественного результата при металлообработке, необходимо обратить внимание и на связку, которая должна соответствовать условиям хонингования. Казалось бы, на этом можно поставить точку: бруски подобраны, оборудование в исправном состоянии, однако для получения качественного результата необходимо строгое соблюдение технологии хонингования и некоторых рекомендаций.  

Смазочно-охлаждающая жидкость

СОЖ при хонинговании должна обеспечить: смазку (снижение трения), охлаждение обрабатываемой детали и брусков, и эффективное смывание продуктов обработки.  Длительное время в качестве СОЖ при хонинговании рекомендовалось применение керосина (70%) с добавлением 30% веретенного масла или масляной эмульсии. Обеспечивая надлежащее качество хонингования, данная СОЖ обладает рядом недостатков, к которым относятся пожароопасность, присутствие резких запахов и негативное влияние на рабочего. В некоторых публикациях можно встретить рекомендацию применения индустриального масла, например И-20А, однако его применение технологически неоправданно, так как происходит «засаливание» брусков и как следствие снижение качества обработки и скорости резания. Наибольшую эффективность при алмазном хонинговании показывают синтетические водосмешиваемые смазочно-охлаждающие жидкости для абразивной обработки.

Подготовка алмазных брусков.

В целях достижения результата хонингования целесообразно применение двух комплектов алмазных брусков: для чернового хонингования необходимо применять бруски с более крупной фракцией, для чистового, с более мелкой. Это обеспечит не только достижение заданных параметров, но и обеспечит высокую скорость выполнения работ. Ввиду высокой твердости и износостойкости алмазного бруска, использование новых, только что установленных на холдеры брусков недопустимо, это чревато снижением производительности и качества обработки, что приведет к браку при выполнении работ. До начала работ необходимо обеспечить пятно контакта поверхностей бруска с обрабатываемым цилиндром не менее 45-50% по всей его длине, то есть бруски необходимо «притирать». Притирку брусков возможно выполнить на специально установленном, «экспериментальном» блоке цилиндра соответствующего диаметра, так же существуют способы подготовки алмазных брусков путем шлифовки абразивным кругом.   

Работа на станке для достижения заданных параметров.

Для достижения параметров геометрии, шероховатости и сохранения высокой производительности мы рекомендуем обращать внимание на следующие технологические операции:

  • настройка подачи брусков, настройка подачи брусков осуществляется селектором подачи брусков, при черновом хонинговании для более быстрого съема припуска допускается устанавливать фиксатор на более высокие номера; при чистовом хонингования для достижения более гладкой поверхности цилиндра рекомендуется устанавливать фиксатор на более низкие номера;
  • припуск для чистовой обработки после хонингования в размер должен находиться в пределах 0,05 – 0,07 мм.
  • регулировка усилия разжима, необходимо плавно регулировать усилие разжима, при резком и/или чрезмерном усилии заданные параметры хонингования не будут достигнуты, так же может произойти заклинивание хонинговальной головки.

file.1

Рис. 1. Контроль усилия разжима на хонинговальном станке СК-12

На протяжении длительного времени некоторые производители оборудования вели политику по обоснованию для применения абразивных брусков, необоснованно убеждая в том, что они имеют ряд преимуществ перед алмазными, однако это не соответствует действительности.  Это подтверждает не только наш опыт, но и научные исследования, согласно которым, алмазное хонингование повышает долговечность и эксплуатационную надежность деталей машин. К неоспоримым преимуществам алмазного хонингования стоит отнести то, что в сравнении с абразивным оно отличается повышенной стойкостью формы брусков, что повышает точность обрабатываемых цилиндров. Кроме того, алмазные бруски обладают повышенной износостойкостью.

Значит ли все это то, что нам нужно в ускоренном порядке отказаться от абразива и перейти на алмазное хонингование? Этот вывод бы являлся ложным, в сложившихся условиях, необходимости поиска вариантов качественного инструмента и его импортозамещения мы обязаны развиваться в части совершенствования технологий и поиска путей предоставления качественных услуг в разумно сжатые сроки, в этих целях оправданным будет применение как хонингования алмазными, так и абразивными брусками. Техцентрам необходимо оценивать свои возможности и заранее с учетом перспектив выстраивать свои технологические возможности. Компания «Механика» в свою очередь продолжит изучать новые мировые практики для оказания качественных услуг по промышленному восстановлению деталей двигателя.

 

Дата:
08.11.2022
Автор: Александр Агафонов
Комментарии
Здесь еще никто не оставлял комментариев. Вы можете быть первым