Восстановление постелей коленчатых валов двигателей автомобилей

Восстановление постелей коленвалов в Механике

Одна из услуг, оказываемых компанией «Механика» - восстановление постелей коленчатых валов. Рассмотрим подробнее, зачем это нужно и как это делается.

Износ постелей коленчатого вала

Коленчатый вал в блоке цилиндров устанавливается коренными шейками в специальные посадочные места – они называются «коренные опоры коленчатого вала» и выглядят следующим образом:

 Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

В опоры коренных шеек коленчатого вала устанавливаются вкладыши, на которые укладывается коленчатый вал:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Сверху коренные шейки коленвала закрываются крышками, в посадочные места которых также устанавливаются вкладыши:

 Компания Механика. Восстановление постелей коленчатых валов

 

Вот так выглядит коленвал, установленный в блок цилиндров:

Компания Механика. Восстановление коленчатых валов

Схематично коренная шейка коленвала, установленная в блоке цилиндров, выглядит так:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

В такой конструкции практически отсутствует трение металла по металлу – между поверхностями вкладышей и шейки коленчатого вала присутствует масляный клин – масляная пленка, возникающая благодаря подаче масла под давлением. Масло подается через отверстия, просверленные в коленчатом вале и во вкладышах специально для этой цели. Несмотря на это, в любом двигателе вкладыши со временем изнашиваются, то есть, становятся тоньше. Из-за этого увеличивается зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала. Это приводит к снижению давления масла, и как следствие - к повышенной нагрузке на сам вкладыш, и на постель коленчатого вала. В конечном итоге изнашиваются не только вкладыш и шейка коленчатого вала, но и постель коленчатого вала. В крайнем, аварийном случае, вкладыш проворачивает в посадочном месте, он перекрывает отверстие для подачи масла, и от масляного голодания начинают страдать все детали, расположенные дальше по магистрали подачи масла. Но посадочное место от проворота вкладыша страдает сразу, и довольно существенно.

Схематичное изображение изношенного узла:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

А вот так схематично выглядит коренная опора коленчатого вала после того, как коленчатый вал и вкладыш сняты:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Реальный износ опоры выглядит, например, так:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

А вот так может выглядеть износ в крышке:

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

 

Что будет, если не восстанавливать постель коленчатого вала?

Принципиально возможно при наличии повреждений постели коленчатого вала ничего не делать с ней – просто поставить новые вкладыши, отшлифовать при необходимости коленчатый вал под ремонтный размер (или поставить новый), и собрать мотор. Но это плохо, и вот почему:

  • При изменении геометрии постелей очень высока вероятность того, что нарушится соосность коренных опор. В лучшем случае она нарушится настолько, что после сборки коленчатый вал не будет вращаться. Это хороший вариант, так как в этом случае проблема будет очевидна сразу и ее придется решать так или иначе. В противном случае мотор заведется и будет работать, но проработет он, скорее всего, недолго.
  • Даже если соосность не нарушена, останется проблема большого зазора между вкладышем и опор. Это приведет к ухудшению смазки узла, что, в свою очередь, приведет к ускоренному износу и необходимости повторного ремонта.

При восстановлении обе проблемы устраняются. Нужные размеры опор – и есть основная цель работы, а соосность обеспечивается технологией восстановления.

Таким образом, вариант «не восстанавливать», хотя принципиально и реализуем, на практике не имеет смысла – если, конечно, целью не стоит собирание максимума практических знаний о несоблюдении технологии ремонта. Как правило, мотор ремонтируют все же чтобы ездить, поэтому сделаем вывод о необходимости ремонтировать постели коленчатых валов, если те имеют повреждения.

 

Способы ремонта постелей коленчатых валов

Технологий ремонта достаточно много, конкретный технологический маршрут зависит от конкретного двигателя и его состояния, но общую методику мы опишем.

Первое, что надо понять, имея задачу восстановления постелей коленчатых валов – существуют ли для данного двигателя вкладыши ремонтных размеров, под увеличенный диаметр постели. Если да, и износ постелей не превышает этих размеров – то остается расточить постели под ремонтный размер. Конкретная методика будет описана ниже.

Если ремонтных вкладышей не существует – остается расточка под номинальный размер. Также возможна ситуация, когда постели изношены настолько, что расточка под ремонтный размер уже невозможна – в этом случае применяется нанесение (напыление, наваривание) дополнительного металла, который и растачивается в необходимый размер.

Расточка в любом случае производится на горизонтально-расточном станке, подобном приведенному на фото ниже, а вот технологии восстановления используются разные.

Компания Механика. Восстановление постелей коленвалов

Расточка в номинальный размер с занижением крышек коренных опор

В этом случае снимается около 0.5 мм (зависит от конкретного случая) с плоскости, которой крышка постели коленчатого вала примыкает к ответной части. После этого крышки устанавливают на свои штатные места. Постель после этого приобретает эллипсность, а значит – ее можно расточить в необходимый размер.

На эскизе показана заниженная крышка, установленная на коренную опору. Величина занижения утрирована для наглядности:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Явный плюс этого способа – восстановление номинального размера и использование штатных вкладышей. Минус заключается в том, что ось коленчатого вала смещается, и при большом смещении это может быть критично для работы двигателя. Как правило, после измерения износа постелей коленвала становится ясно, на какую величину придется занижать крышки, и на сколько уйдет ось. Исходя из этого делается вывод, подходит ли такой способ для данного конкретного случая.

На эскизе показана постель коленчатого вала, восстановленная с занижением крышки. Отмечено смещение оси коленчатого вала:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Этот способ не подходит, в конструкции двигателя применены «разрывные» крышки опор, которые изготавливаются методом «отламывания». В этом случае поверхность соприкосновения крышек с постелью неровная. Занижать ее пришлось бы на несколько миллиметров, а это ведет к критическому изменению геометрии двигателя, не совместимому с его работоспособностью.

На фотографии показано сопряжение крышки и посадочного места:

 Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

 

Вот как выглядят сопрягаемая часть:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Расточка постелей коленчатого вала в ремонтный размер

В этом случае крышки постелей устанавливаются на свои штатные места без каких-либо доработок. После этого постели растачиваются в ремонтный размер.

На эскизе показано состояние «до» и «после»:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Это, в целом, наилучший вариант – он не приводит к смещению оси коленчатого вала, и в целом мотор после него максимально близок к «оригинальному» состоянию. Кроме того, способ подходит и для моторов с «разрывными» крышками постелей. Как уже говорилось выше, минус только в том, что не для всех моторов существуют вкладыши ремонтных размеров.

Расточка в номинальный размер после нанесения металла

Бывает и так, что ремонтных размеров постели не предусмотрено в принципе, и найти чего-то подходящего тоже нельзя. Бывает и так, что износ велик настолько, что все ремонтные размеры уже «пройдены». В этих случаях приходится наносить (например, напылением) слой металла, и затем растачивать в номинальный размер. Схематически процесс показан на эскизе ниже:

Механика. Восстановление постелей коленчатого вала

Описанных выше технологий достаточно для восстановления постелей коленчатых валов в подавляющем большинстве случаев, а наработанный опыт «Механики» позволяет делать это быстро и качественно.

Дата:
02.07.2021
Автор: Евгений Бочканов
Комментарии
Анатолий оставил(а) комментарий
31 января
Подскажи пожалуйста сколоко будет стоить востоновление коренных постелей на блоке мотор вольво пента 5.0GXI. V образный
Механика
31 января
Ремонт постели коленвала будет стоить приблизительно 32500 руб в штатном режиме. Заводом-изготовителем предусмотрены ремонтные вкладыши с увеличением на 0,50 мм по внешнему диаметру, это и есть штатный режим ремонта. Вопрос только в том, можно ли их достать. Если придется выводить в номинал, то это надо смотреть по месту, возможно добавятся какие-либо дополнительные работы, что приведет к увеличению стоимости.
Александр оставил(а) комментарий
29 ноября
Здравствуйте. Не подскажите, сколько будет стоить восстановить пастель коленвала на passat b3 aaz 1.9 td?
Служба качества
29 ноября
Здравствуйте, Александр. Стоимость запрашиваемых Вами услуг без дополнительных работ в Московском регионе составит 8000 рублей. За более подробной информацией Вы можете обратиться на приемку или позвонить в call-centr компании по телефону +7(495) 748 44 23
Александр оставил(а) комментарий
06 ноября
Сколько будет стоить восстановление блока провернули коренной вкладыш двигатель scania ds14 v8 530
Механика
06 ноября
Добрый день, Алексанбр. Стоимость восстановления постели КВ на scania ds14 v8 530 с мойкой БЦ 32500, без на пыления опор КВ. Если потребуется напыление опор КВ, то стоимость составит 53500 с напыление одной опоры. Последующие если напылять нужно, то каждая опора напыление + 5570.
Хачик. Рафикович оставил(а) комментарий
22 июня
Я все прочитал просмотрел и мне очень понравилось.спасибо вам за эту информацию мне очень нужен совет специалиста и сколько это будет стоить и какие условия.спасибо
Служба качества
22 июня
Добрый день, для получения консультации и стоимости Вам целесообразно обратиться на любую из приемок компании, или обратиться по единому телефонному номеру +7(495)777 68 39