Почему порвался ремень двигателя?

Жил-был новый VW Crafter – совершенно стандартный фургон с двухлитровым турбодизелем. Сразу после покупки его переделали в «холодильник», то есть будку покрыли изнутри теплоизоляцией, смонтировали в ней холодильный агрегат, а на двигатель «повесили» компрессор для холодильника, благо места под капотом хватало. И, разумеется, мастера, которые переделывали машину, заменили в двигателе и стандартный поликлиновой ремень привода навесных агрегатов, длиной 1080, мм на более длинный – 1460 мм.

Снятие головки блока цилиндров двигателя

(фото 1)

Правда по назначению – перевозке мороженных продуктов – этот фургон проработал совсем недолго. Мотор заглох на ходу, совершенно внезапно и больше не завелся. На буксире Crafter притащили на сервис. «Вскрытие» показало, что поликлиновой ремень превратился в «лапшу», его натяжитель выглядит плачевно, зубчатый ремень привода распредвала оборван, а кожух зубчатого ремня сильно «пожеван». Ну раз зубчатый ремень оборвался, значит не миновать съема головки блока. Сказано – сделано. Когда сняли головку, то догадка, что клапаны «встретились» с поршнями подтвердилась: на поршнях остались четкие отпечатки тарелок клапанов (фото 1 и 2).

Клапан встретился с поршнем

(фото 2)

Порвался ремень двигателя

Случай гарантийный? А вот это непонятно. Ведь после покупки у официального дилера фургон переделывала совсем другая организация. Чтобы точно определить кто (или что) виноват пришлось учинять целое расследование.

Некачественные комплектующие? Ремни, поликлиновой и зубчатый, были именитых марок: Conti и Daico. Сам натяжитель поликлинового ремня – оригинальный. А кожух ремня ГРМ вообще не причем.

Работы по переделке? Монтаж «холодильника» не сильно изменил стандартную схему: компрессор холодильной установки отлично встал на место, где обычно крепится компрессор кондиционера.

Причина порванного ремня найдена

Но после некоторых размышлений «виновный» все-таки был найден:

Во-первых, механиков насторожил внешний вид поликлинового ремня: кто и как успел нарезал из него «лапшу»?

Порванный ремень двигателя

(Фото 3)

Во-вторых, зубчатый ремень не разлохмачен, не потрескался и все зубья на нем были целы. Но он словно перерезан поперек тупым ножом.

Зубчатый ремень двигателя порвался

(Фото 4)

В-третьих, все зубчатые шкивы (помпы, распредвала и коленвала) – как новые! (Фото 5) Да они и есть новые – пробег то у машины совершенно мизерный.

Ремень навесных агрегатов двигателя

В-четвертых, почему в крышке ремня ГРМ и в шкиве коленвала застряли обрывки каких-то ниток? (Фото 6 и 7)

Ремень двигателя

(фото 6)

Натяжитель ремня двигателя

(фото 7)

И в-пятых, почему натяжитель поликлинового ремня выглядит столь плачевно: краска по краю ролика стерлась, а сам край буквально заточен? Кроме того, рычаг, на котором сидит ролик, «обтесан», словно его на наждаке обдирали. (Фото 8 и 9).

Ремень двигателя

(фото 8)

Ремень навесных агрегатов двигателя

(фото 9)

Ответ подсказал именно этот натяжитель, а точнее – его остатки. Спецов насторожило то обстоятельство, что рычаг с роликом отпал от основания. На основании, которое крепится к блоку цилиндров, закреплена ось рычага. А на самом рычаге есть гнездо, закрытое заглушкой, в которое при сборке вставляют и, затем, развальцовывают ось рычага. Когда отвинтили ролик и вытащили заглушку, то обнаружили в гнезде одну только сиротливую шайбу и никаких следов от развальцованной оси. (Фото 10 и 11) Чтобы убедится в своей правоте, механики взяли со склада и аккуратно разобрали точно такой же натяжитель, только новый – ни разу не ездивший. Тут под заглушкой все было на месте: и нормально развальцованная ось, и шайба.

Ремень двигателя

(фото 10)

11

(фото 11)

Почему порвался ремень двигателя?

Как все происходило? А примерно вот так: видно на заводе, где собирали этот натяжитель, «забыли» развальцевать ось рычага. Какое-то время рычаг держался на месте, а потом, от вибраций и тряски, рычаг вместе с роликом сдвинулся вперед – ведь его ничего не держало га оси. При этом. Ролик перекосило, а поликлиновой ремень сполз на его край. А сам силуминовый рычаг «обтесало», словно наждаком. Поэтому, по мере дальнейшей езды, быстро стерлась краска с ролика, а его край оказался «заточенным». Острый край ролика быстро нарезал «лапшу» из поликлинового ремня, которая, в свою очередь, ободрала нижнюю часть кожуха ремня ГРМ, а нитки корда ремня намотались на шкив коленвала. Еще немного погодя «лапша» попала под кожух ремня ГРМ и намоталась на зубчатый шкив. Ремень ГРМ не выдержал таких «издевательств» и лопнул. Ну и поршни, как это водится, «встретились» с клапанами!

Формально этот случай можно было бы считать гарантийным – ведь натяжитель поликлинового ремня стоял на машине «с новья». Но ремень порезало на «ленточки» не за одну минуту, а его лохмотья должны были барабанить по окружающим деталям очень громко. Почему водитель не услышал этого, почему не обратил внимания на перекошенный ролик? Об этом история умалчивает…

Дата:
11.03.2021
Автор: Алексей Субботин
Комментарии
Здесь еще никто не оставлял комментариев. Вы можете быть первым