Этапы восстановления коленчатого вала в компании «Механика». Приемка.

Этапы восстановления коленчатого вала в компании «Механика». Приемка.

 file_23

     Открыв дверь в цех компании можно увидеть большое количество деталей двигателя подлежащих ремонту и восстановлению, какие-то из них представлены в единичных экземплярах, а какие-то гостят в компании десятками и сотнями. Коленчатый вал – одна из деталей на которую заказ-наряд выписывается очень часто, редкий случай, когда можно заметить отсутствие коленвала в зоне приемке, да и шлифовальные станки в рабочее время останавливаются только для технического обслуживания.

     Коленчатый вал - одна из самых ответственных деталей агрегата и при этом одна из самых нагруженных, на него постоянно действуют высокие циклические нагрузки: динамические, с одной стороны, передающиеся через поршень и шатун и инерционные, возникающие вследствие изменения скорости вращения. Техническими специалистами опубликовано большое количество материалов, касающихся устройства и принципов работы рассматриваемой нами детали, мы же в цикле публикаций остановимся на этапах и технологиях восстановления коленчатого вала, в этой статье речь пойдет о приемке.

     К наиболее часто встречающимся дефектам коленвалов относятся: деформация детали, износ опорных и шатунных шеек, трещины, износ и повреждения поверхности под сальники, повреждение резьб, повреждение шпоночного паза, износ подшипника первичного вала и посадочного места под него, износ маслосгонной накатки. Несмотря на критическую важность и ответственность, повышенные нагрузки, степень износа и повреждения большинство коленчатых валов возможно восстановить и в последствии достаточно долго и эффективно эксплуатировать, понеся при этом гораздо меньшие затраты чем при покупке новой детали. 

     Логическая последовательность действий инженера при приемке коленчатого вала обусловлена его конструкцией и возможными эксплуатационными неисправностями и внешними повреждениями. Рассмотрим её.

Визуальный осмотр.

     Не смотря на кажущуюся внешнюю простоту операции, визуальный осмотр является очень важным этапом цикла восстановления работоспособности коленвала, перед его началом деталь устанавливается на отполированные призмы, специально изготовленные из мягкой стали, для того чтобы не повредить коренные шейки. Имеет значение и уровень освещения рабочего места инженера-приемщика. В компании «Механика» состояние призм и уровень освещения являются критериями оценки общего состояния приемок филиалов и входят в чек-лист отдела технического контроля.  Валы легковых автомобилей и средних грузовых двигателей устанавливаются на призмы вручную, для подъема крупногабаритных деталей в обязательном порядке применяются грузоподъемные механизмы.

     В процессе осмотра инженер-приемщик выявляет отсутствие или наличие видимых трещин, сколов, износ поверхностей под упорные полукольца и сальники, проверяет сохранность резьб при их наличии, целостность шпоночного паза. На этом же этапе определяется тип галтелей (внешние или внутренние), в случае наличия внешних галтелей рабочему будет необходимо выполнить дополнительные операции для их шлифовки. В некоторых организациях для упрощения и снижения стоимости шлифовки коленчатого вала пренебрегают обработкой галтелей, а то и вовсе срезают их, что является категорически недопустимым.

     В результате визуального осмотра принимается решение о целесообразности механической обработки детали и выстраивается технологическая карта последовательности операций. 

Проверка на биение.

     Обязательным этапом приемки коленчатого вала в работу является его проверка на биение, операция выполняется при помощи стойки с индикатором. Измерение производятся на коренных шейках, при наличии длинного хвостовика на нем так же проверяется биение. Допустимым значением для легковых двигателей является отклонение в пределах 0,02-0,05 мм в зависимости от длины вала. На некоторых модификациях крупногабаритных валов допускается биение до 0,2 мм, данные параметры устанавливаются производителем.  В случае если биение превышает установленные параметры, то необходимо определить способ устранения дефекта выполнить: шлифовку коренных шеек через ремонтные размеры или операцию «рихтовка» коленчатого вала.

1. Измерение коленчатого вала_2

Рис.1. Проверка коленчатого вала на биение

 

     После выполнения рихтовки обязательному выполнению подлежит операция «проверки на микротрещины», производимая на магнитоскопе. Так же проверке на трещины подвергаются валы при подозрениях на наличие микротрещин. Технологии проверки на магнитоскопе мы уделим внимание в следующих публикациях, посвященных восстановлению коленвала.

 

Измерение геометрических параметров.

     На этом этапе инженер проводит все необходимые замеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала, выявляет конусность и овальность, фактические размеры, фиксирует результаты измерений для составления технического задания. Все измерения в компании механика выполняются микрометрами не ниже 2 класса точности.

2. Измерение коленчатого вала_2

Фото 2. Замер шеек коленчатого вала

 

Твердость.

     Измерение поверхности шеек коленчатого вала на твердость не является обязательной операцией при приемке, Поверхности коленчатых валов при изготовлении закаливаются токами высокой частоты на глубину до 3 мм., чего достаточно для их шлифовки в несколько ремонтов, согласно ГОСТ Р53444-2009 твердость коренных и шатунных шеек должна быть в пределах 53-63 единиц по рокверу (HRC).

     Мы настоятельно рекомендуем подвергать проверке на твердость новые коленчатые валы, особенно малоизвестных производителей, валы, подвергавшиеся высокой термической нагрузке в результате проворота вкладышей, а также валы  работавшие в агрегатах испытывающих масляное голодание.

      Специалисты нашей компании в любом из филиалов оказывают услугу по измерению поверхности шеек коленчатого вала на твердость, операция выполняется специальным измерительным прибором – твердомером.

 

     По завершению всех этапов приемки определяется необходимый объем работ по ремонту коленчатого вала, который согласовывается с заказчиком, составляется техническое задание, выписывается заказ-наряд и коленчатый вал отправляется в цех. Но это уже следующий этап его жизненного цикла, о котором мы расскажем в следующей публикации.

 

Дата:
10.04.2023
Автор: Александр Агафонов
Источник: Компания "Механика"
Комментарии
Здесь еще никто не оставлял комментариев. Вы можете быть первым