Моторные масла. Как выбирать? Когда менять?

Моторные масла

Тема неисчерпаемая и скудно описанная. Читателям технической литературы обычно предлагается принять на веру, что масло бренда “ХХХ” самое масляное. Без углубления в физические, химические и триботехнические подробности. Ни к чему это потенциальному покупателю – много знать и глубоко разбираться.

Масло в двигателе существует для двух основных функций. Первое, оно обеспечивает жидкостное трение между наиболее нагруженными частями, это шатунные и коренные шейки и, соответственно шатунные коренные подшипники. Трение в этих критически важных для ресурса двигателя узлах происходит не металл по металлу, а в режиме гидродинамического трения.

Износ коленчатого вала при масляном голодании

(фото: износ коленчатого вала)

Вкладыш работает по слою масла, по масляной плёнке и по масляному клину. Шейка коленчатого вала точно также контактирует с вкладышем не напрямую, а через масляную пленку. Масло должно обеспечивать режим гидродинамического трения.

Второе, что оно должно делать, это отводить тепло от наиболее термо и механически нагруженных трущихся деталей. Тепло производится в камере сгорания и отводится от днища поршня через кольца к стенкам цилиндра, а дальше в охлаждающую жидкость. В этом процессе активно участвует масло, как агент по сбору и утилизации тепла. И точно также там, где трётся шатунная шейка о шатунный вкладыш, также гидродинамически преодолеваются силы трения. Вырабатывается достаточное количество тепла, и масло, прокачиваясь через всю масляную систему, это тепло забирает и отводит его от наиболее термо нагруженных деталей.

Кроме этого, масло должно обладать хорошими моющими свойствами, чтобы все загрязнения с двигателя смывать и забирать их в масляный фильтр. На выходе двигатель в идеале остаётся чистым, а вся грязь оказывается в фильтре. Также масло должно обладать противовспенивающимися свойствами для того, чтобы во время активного перемешивания и прокачивания в двигателе оно не давало пены.

Масло контактирует с продуктами сгорания топлива дизельного, либо бензинового. Эти продукты сгорания имеют преимущественно кислотную среду. Соответственно, новое масло должно быть слабощелочное, чтобы за время эксплуатации (10-15 тысяч километров) продукты сгорания топлива не испортили его и не сделали сильно кислотным.

По поводу замены масла

В легковых автомобилях принято определять срок замены масла по пробегу, а по-хорошему надо менять по моточасам. Все мы живем в огромном городе с огромными пробками. Дилеры и инструкции в современных машинах призывают: “меняйте масло раз в тридцать тысяч километров” - не верьте. Меняйте раз в пятнадцать, а лучше раз в десять тысяч километров. Сейчас все помешались на экологии, поэтому норовят масло менять редко, а это очень вредно, потому что моторы в городском режиме работают в очень напряжённых условиях. Километраж небольшой, а количество моточасов огромное. Убивает масло больше моточасы, чем километраж. На заре автомобилизма, лет сто или восемьдесят назад в моторах масло не всегда циркулировало принудительно, не всегда его проталкивал во все сопряжения масляный насос, иногда оно растекалось самотёком. Моторы были менее форсированные, требования к надежности мотора были иные, как и ожидания от их долговечности. Использовались масла исключительно минеральные и более густые. Чем масло гуще, тем несущая способность масляного клина выше, и возможность противостоять непосредственно трению металла по металлу выше.

Износ деталей двигателя

(фото: износ деталей двигателя при масляном голодании)

Сейчас, опять-таки все помешаны на экологии, масло норовят делать максимально жиденьким. Это масло не столь надежно обеспечивает гидродинамическое трение, зато снижает потери энергии на вращение мотора. Масло жидкое, все вращается легче. В технике везде существует компромисс: хотим выиграть в потерях, значит проигрываем в надежности масляного клина и проигрываем в ресурсе двигателя. Не всегда стоит гнаться за супер-пупер легко текущими маслами малой вязкости.

Какое масло выбрать?

Поскольку про масло мало что известно, состав, количество и ресурс присадок, характеристики базового масла производитель не раскрывает, эту тему можно обсуждать бесконечно. Производитель автомобиля, например Мерседес, регламентирует категорию качества масла, например MB229,51. Производитель масла, имея в своей линейке масло категории качества MB229,51 может обратится к Мерседесу с просьбой испытать это масло, подтвердить его качество и рекомендовать его в числе прочих для использования в двигателях Мерседес. За подобные испытания и одобрение платятся немалые деньги. При этом масло как было качества MB229,51 так и осталось качества MB229,51. Его состав и свойства от этого никак не поменялись, масло то же самое. Но за счет рекомендации Мерседеса данное масло данного бренда теперь будет продаваться лучше. И дороже. Потому, что расходы на омологацию Мерседесом необходимо компенсировать.

В свою очередь, поставщики масла могут прийти к коммерческому соглашению с дилерами   Мерседеса, и начать продвигать свой бренд. Появятся надписи «официальный дилер Мерседеса рекомендует масло бренда «YYY». Продажи возрастут. Цена тоже. Но масло-то то же самое. И ничто не мешает использовать масло другого бренда, если оно соответствует качеству MB229,51.

 

Итак, Mobil или Castrol приносят своё детище на испытания, платят за эту процедуру Мерседесу, Мерседес говорит: “Да, соответствует”. И продукт таким образом попадает в список рекомендованных масел. БМВ говорит, да, соответствует, МАН говорит, да, соответствует, но это не говорит напрямую о качестве масла. Это говорит о количестве бюджета на маркетинг и на продвижение масла. Масло при этом то же самое. Его и так испытывали, и сертифицировали. Дополнительная сертификация МАНом, Мерседесом и БМВ на качестве этого масла не отразилась. Некое масло одобрено по классу качества. Значит, оно подходит ко всем двигателям, в которой данный класс качества может быть применен. И то, что оно не указано напрямую в Мерседесе, Фольксвагене кем-то там ещё говорит исключительно о том, что производитель масла не счел нужным, получив соответствующий класс качества, ещё раз платить Мерседесу, Фольксвагену, БМВ, чтобы они внесли его в свои скрижали после испытаний. Потому что все эти расходы, достаточно существенные кстати, все равно в конечном итоге укладываются в стоимость масла. Дорогое “премиальное” масло таковым является ещё и потому, что там сидит огромный маркетинговый бюджет. Маркетинг — это не только реклама, это ещё и прописывание за деньги масла в большом количестве талмудов, которые рекомендуют данное масло для производителя данного конкретного бренда техники. У масла существует показатель качества (SAE, API, ACEA), и существуют скрижали Мерседеса и Фольксвагена, в которых это масло может быть прописано, а может и нет.

Первично нужно смотреть на этот самый показатель качества масла. Вкратце о показателях качества масла:

SAE - Данная классификация признана во всём мире. Градация осуществляется по вязкости масла, в зависимости от температуры за бортом. В холод масло должно оставаться достаточно текучим, а в жару, наоборот достаточно густым, чтобы защитить мотор. По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.

API - Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.

Есть ещё ACEA — это европейский аналог API.

Как производится минеральное масло?

В ходе производства минерального масла из природной нефти отбираются нужные фракции, тяжелее топлива, но легче мазута. Эти отобранные фракции и являются базовым маслом.  В базовое масло вводят присадки. Присадок могут добавлять процентов до двадцати от объёма базового масла. Присадки имеют важное значение, они придают маслу вязкость и индекс вязкости, скорость изменения вязкости, в зависимости от температуры. Они придают несущую способность масляному клину, способность противостоять трению металла по металлу. Они содержат в себе антифрикционные, противоизносные, противокоррозионные, противовспенивающиеся свойства. В качественном масле наличие этих присадок, и их объём должен быть такой, чтобы хватило на весь срок эксплуатации масла. Срок эксплуатации масла штука усредненная, ее у нас принято считать на автомобилях по пробегу, а по-хорошему бы по моточасам. С плохим топливом, на изношенном моторе, где металлические частицы и продукты износа попадают в масло, оно вырабатывается быстрее, поэтому, чем чаще вы меняете масло, тем надежнее будет служить ваш двигатель.

Как устроена масляная иерархия?

Во-первых, существуют гранды, которые возникли сто лет назад и существуют до сих пор, это
Chevron, ExxonMobil, Shell, ну и так далее, так далее. Это нефтяные компании, которые
производят свои масла. У них своё базовое масло. У них иногда своя рецептура, иногда купленная
у производителей присадок. Самые известные производители присадок это Afton, Infineum,
Lubrizol. Почти все пользуются продукцией именно этих компаний. Все берут одни и те же
присадки, мешают со своими базовыми маслами, которые соответствуют одним и тем же
критериям. Не то, чтобы они совсем идентичны, но по крайней мере очень близки. Так получается
минеральное масло.

Что такое не минеральное масло? Что такое масло синтетическое?

Это масло, которое получено не из нефти, отбором определенных фракций, а загущением газовых фракций. Газ (легкие углеводороды) полимеризуется и выстраивается более длинная углеводородная цепочка. Полученная смесь полимеров при нормальном давлении и температуре перестает быть газообразной фракцией, и становится жидкостью. Поскольку это масло создано синтетически, в нем меньше естественных примесей, в нем более прогнозируемые физико-химические свойства.

Что такое полусинтетические масла?

Данный вид масла объединяет в себе свойства как синтетического, так и минерального масла, имея при этом доступную стоимость. Полусинтетика получается путём смешивания минеральной и синтетической основы, как правило больший процент объёма выпадает на минеральную основу. Плюс примерно двадцать процентов составляют присадки. Используется это масло во всех типах двигателей, по сути, вещь вполне себе универсальная.

Производители масел

Из производителей масел я упомянул только Гранд. Существуют мощные нефтяные компании, которые сами производят своё качественное, имеющее репутацию, достаточно дорогое масло -  это один полюс. На другом полюсе существуют так называемые блендеры. То есть мешальщики. Мешальщик где-то покупает базовое масло, где-то покупает пакет присадок, смешивает у себя в миксере пятьсоткилограммовом (тонном, пятитонном), совершенно разные могут быть объёмы производства), и выпускает масло под своим брендом. Таких масел миллион, их последнее время на рынке всё больше и больше, они называются американскими, японскими, корейскими, а при этом страна-производитель реальная, и страна происхождения бренда могут очень сильно не совпадать. Вот эти мелкие блендеры, мешальщики, - это многочисленные компании, которые забивают все ниши на рынке и тоже хотят что-то отгрызть от большого масляного денежного пирога.

Между ними находятся средние компании. Масло штука достаточно консервативная, мне бы хотелось пользоваться проверенным маслом, для меня проверенное масло это Neste, финское. Почему? Потому что я тридцать лет его вожу из Финляндии. Вот как-только появилась возможность ездить за границу и привозить, я его и привожу. У Neste есть собственные нефтеперерабатывающие заводы и собственные базовые масла, они их не закупают у сторонних поставщиков.  Neste отвечает за технологию и состав от начала, от базового масла до фасовки.  Чем ещё мне оно симпатично? Ну, тем, что оно у меня везде. Оно у меня в моей машине, в машине жены, в машине тёщи, в моём мотоцикле дорожном, в моём мотоцикле внедорожном, в моём мотоцикле-путешественнике. Пока у меня была лодка, оно было у меня в подвесном моторе, и оно же у меня в бензиновом генераторе, если не дай Бог останемся без света, то свет будет обеспечивать генератор, в который залито масло бренда Neste. Оно у меня везде, оно меня ни разу не подводило.  Кроме того, это золотая середина, если Mobil, Chevron, Shell и так далее бессовестно подделывают на всех континентах, то Neste подделывать большого смысла нет, бренд локальный. Я уверен в качестве, я сам его привёз и продаю. И я уверен, что репутацию моего масла не изгадят трудолюбивые ребята из одного весёлого подмосковного города, где разливается абсолютно всё, абсолютно в любую тару на протяжении всей новейшей истории, последние тридцать лет. Мы от них получаем регулярно прайсы: “А купите у нас пожалуйста вот это известное масло, вот это известное масло, и вот это вот ещё, по неприлично низкой цене. По цене базового масла плюс тридцать процентов”. То есть туда если присадок добавили, то дерьмовых и чуть-чуть. Но! На общем пробеге двигателя, в сто - двести тысяч, вот тот период, когда он работал на подмосковном масле, это критически не скажется, мотор как-то это перенесёт. Может случится, что вы залили поддельное масло и у вас через пять тысяч стуканул мотор, но такое всё-таки происходит редко. Поэтому подделывать масло подобные компании могут в меру безнаказанно. Масло и алкоголь, это две такие брендовые темы, которым в душу не заглянешь, у которых очень тяжело проверить комплексно качество, из чего всё это сделано, и потребительские свойства в большей степени оцениваются субъективно.  Сейчас плохие времена, все жмут копейку, крупные предприятия испытывают острую нехватку денег, точно также как и домохозяйства. Поэтому, когда вы заезжаете в красивый сервис, фирменный, очень известного бренда, вполне вероятно, что вам просто масло не поменяют, а дольют, и зальют вам не то, за что вы заплатили, и не то, что вам прописали в заказ наряде, а то, что дешевле. Потому что точно такие же мутные предложения “купите у нас брендовое масло за копейки”, получают все, в том числе и официальные дилеры.

масло Neste в канистре

(фото: продуктовая линейка масел Neste)

У дилерских сервисов ситуация сложная. Продажи машин, мягко говоря, не растут. А издержки, зарплаты и так далее, платить нужно. Налоги, аренды. Ситуация складывается такая, не потому что в сервисах работают бессовестные мерзавцы, а потому что для них это вопрос удержания компании. Когда речь идёт о выживании бизнеса, все пойдут на любые ухищрения, лишь бы выжить.

Как себя обезопасить в данной ситуации?

Я приезжаю всегда со своим маслом со своим фильтром, и настаиваю на том, чтобы эти фильтры и эти масла поставили и залили при мне. Тогда всё будет хорошо и правильно.

Теперь поговорим о разных присадках

Волшебные присадки в масло. Эту тему протоптал ещё великий Аспект-модификатор, не знаю уж из чего его делали, но реклама была такая, что покупали и заливали его все. В результате хапали немеренного горюшка, получали убитые моторы. Мы, как ремонтники моторов, имели достаточно большое количество заказов благодаря Аспект-модификатору. Был ли от него положительный эффект? Да Бог его знает. Всяческие волшебные снадобья сначала добавляют в масло, а потом снимают поддон и говорят, вот, посмотрите, у нас мотор на выставке работает без поддона. Да работает. Но вы попробуйте газануть на этом моторе, то есть раскрутить его не до восьмисот оборотов, а хотя бы тысяч до трёх, до трёх с половиной. И всё, и он мгновенно кончится. То шоу, которое вам показывают, это исключительно лекция для “колхозников”. Говорит ли это о том, что не существует специализированных присадок, и не существует ситуаций, когда их следует применять? Да нет, есть такое чудо.

Существуют моющие присадки, когда весь двигатель забился отложениями, хотя это штука такая, пограничная. Это как тромбы в организме человека, дали кроворазжижающее, а этот тромб возьми, да и прилети куда-нибудь в жизненно важный узел или в жизненно важные органы. Есть присадки противоизносные и даже восстанавливающие.

Действительно есть определённые физические процессы, которые были замечены при бурении скважин. При прохождении буровой шарошки через определенные минералы её поверхностная твердость существенно увеличивается, и мелкодисперсный порошок этих материалов, добавленный в масла и смазки, действительно приводит к тому, что на поверхности металла происходит химическая реакция. Появляется тонкая плёночка с высокой твёрдостью и хорошими противозадирными качествами, но говорить о том, что мы нальём вам туда присадки и у вас изношенный двигатель станет не изношенным, а совершенно новым, это не совсем правда.

Существует терапия, которая позволяет двигатель чуть-чуть подновить, где-то что-то подправить, но с этим вопрос надо обходиться достаточно осторожно. Необходимо помнить, что это не волшебная палочка, нет такого, что искупался в молоке и в трёх водах, то есть в промывочном масле и в двух присадках и после этого двигатель старый стал новым. Такого, к сожалению, не бывает. И всей этой дополнительной химией надо пользоваться с осторожностью. 

Что делаю я? 

Просто вовремя меняю масло, и вам, кстати советую поступать также.  Оно не успевает у меня выдать нагарные отложения в двигатель. Двигатель у меня чистенький, раз он чистый нечего его мыть, потому что промывка — это всегда риск. Меняй масло вовремя и используй хороший качественный продукт, гарантированно не левый.  При чем то, что вы купили его в дорогом магазине или на фирменной станции, не гарантирует того, что оно настоящее. У меня оно просто приехало из-за границы, вот масло лежит, вот на него инвойс. Поэтому здесь со своим маслом я спокоен.  Отдельная тема промывочные масла. Просто так их использовать смысла нет, если вы купили б/у машину, вскрыли клапанную крышку и видите, что там достаточно много грязи, вы понимаете, что неплохо так рискуете. Чтобы у вас двигатель лучше охлаждался и не таскал внутри себя столько нагарных отложений, наверное, можно воспользоваться промывочным маслом. Потарахтел мотор минут десять, горячее промывочное масло слили, после этого залили нормальное, поработал ещё какое-то время, слили, поменяли напрочь все фильтры, всё дотла, потому что в них куча грязи осела, и после этого залили рабочее нормальное масло, ездим благополучно.

Есть тема обкаточных масел. Масла, которые способствую хорошей проработке трущихся поверхностей. Да, логически я понимаю, что это может быть полезно. Да, химически существуют элементы, которые помогают поверхностям приработаться друг к другу. И даже создают некоторую условно оксидную пленку, которая увеличивает ресурс трущегося сопряжения, но поскольку эти все присадки выпускаются маленькими компаниями и не имеют хорошей статистики применимости в данном конкретном двигателе, к ним тоже нужно относиться с большой и большой осторожностью. Физически, процессы упрочнения деталей посредством введения дополнительных химических соединений в зону трения через масло существуют, это не бред. Однако данная технология не имеет эффекта волшебной палочки: Бздынь! И у нас Жигули превратились в Мерседес. Такого, к сожалению, не произойдет.

Если двигатель простаивает

Мы говорили о том, что масла меняются по моточасам, да, это так. Но бывает так, что масло залито в двигатель и находится там достаточно долго, машина, например, стоит на хранении, или как в моём случае, генератор стоит в дежурном режиме. Что же делать в этом случае? Выжидать эти несчастные моточасы? По-хорошему масло положено менять раз в год, потому что оно притягивает влагу из воздуха, который находится везде, в том числе и в поддоне двигателя. Эта влага вступает в реакцию с маслом, она туда попадает в виде росы, в виде инея зимой, и хорошо от этого никому не становится. Плюс, некоторые присадки имеют право разлагаться просто от времени и старости. На своих мотоциклах я масло меняю раз в год вне зависимости от того, ездил я мало или не ездил совсем. Ну, я один, а мотоциклов три. На всех трёх кататься затруднительно, тем более они у меня в разных местах находятся. Тут я это правило свято соблюдаю. В низкооборотном и не таком дорогом генераторе я ленюсь и масло меняю не каждый год, хотя это неправильно.

Подведём небольшой итог. Когда надо менять масло?

  1. По моточасам.
  2. Просто по возрасту. Если двигатель простаивает, это не повод забить на его обслуживание.
  3. После перегрева двигателя.
  4. После работы двигателя с неисправной топливной системой масло тоже меняется, ибо топливо попадает в масло и наносит ему ущерб.

Будьте бдительны, используйте только проверенный качественный продукт и берегите двигатели. Если вам нужно хорошее масло, вы знаете, к кому обратиться.  "Механика" является официальным дистрибьютором смазочных материалов NESTE. Более подробную информацию вы можете получить по тел:+7 (495) 777-68- 39

моторное масло Neste на складе Механики

Дата:
16.12.2020
Комментарии
Сергей
12 января
Тоже пользуюсь Neste уже более 20 лет. Очень доволен его качеством. Финские продукты всегда им славились. Последние 10 лет покупаю его в Механике. Спасибо, очень позитивная статья! Благополучия Вам в ваших делах.