Почему возникает брак и как мы с ним боремся. Часть № 2

В предыдущей статье мы говорили о вопросах контроля качества восстановления коленчатых валов. Восстановление коленчатого вала – история достаточно простая. С блоками цилиндров дело обстоит интереснее.

Типы блоков цилиндров

Существует много различных типов блоков цилиндров. С «сухими» и «мокрыми» гильзами. С различным расположением цилиндров, например, рядные, V-образные, оппозитные. С распределительным валом «в блоке» (нижний распределительный вал), с балансирными валами или промежуточным валом. С различными типами постелей коленчатого вала. С различными материалами рабочей поверхности цилиндров (чугун, сталь, алюсил, никасил).

расточка-блока-цилиндров-в-компании-Механика

      (фото: расточка блока цилиндров в компании Механика)

В общем и целом, технологии восстановления всех типов блоков цилиндров похожи, но со множеством оговорок. При износе цилиндров их растачивают в ремонтный размер или гильзуют, но, если только это не блок с «мокрыми» гильзами. В блоках с «мокрыми» гильзами при износе цилиндров обычно меняют поршневую группу в сборе, однако, в ряде случаев, гильзы можно расточить в ремонтный размер. Наоборот, есть блоки с «сухими» стальными тонкостенными гильзами, которые не растачивают в ремонтные размеры, а меняют на новые не требующие дополнительной обработки после установки. Перечислять все эти нюансы можно достаточно долго и здесь мы этого делать не будем. Мы, ведь, собирались говорить о контроле качества восстановления блоков цилиндров, а конкретнее о восстановлении изношенных цилиндров.

Расточка блока цилиндров

Итак, в 70% случаев или около того, восстановление блока цилиндров сводиться к расточке изношенных цилиндров в ремонтный размер. Это обычно делается одним из двух способов или цилиндры растачиваются в указанный в каталоге размер «по плиткам» или тепловой зазор делают «от поршней». В первом случае, инженер-приемщик указывает в заказ-наряде точный размер и допуск, например, 92,50+0,01 мм. Задача рабочих расточить и затем отхонинговать все цилиндры в указанный одинаковый размер. К сожалению, есть немало производителей поршней изделия, которых не отличаются безукоризненной точностью. Диаметры поршней в одном комплекте могут запросто отличаться на 0,01-0,02 мм, а то и больше. В ситуации с такими поршнями делать размер «по плиткам» противопоказано. Тут требуется выдерживать рекомендованный производителем зазор от каждого поршня. Соответственно диаметры расточенных цилиндров будут отличаться и каждый поршень следует при сборке двигателя устанавливать в соответствующий цилиндр.

Независимо от того, как производилась расточка «по плиткам» или «от поршней» восстановленные цилиндры должны соответствовать условиям технических требований, а именно: диаметр цилиндра должен соответствовать указанному в заказ-наряде, значение эллипсности и конусности цилиндра не должны превышать 0,01 мм, шероховатость хонингованной поверхности должна находиться в пределах 0,4-0,8 мкм по Ra, угол сетки хона должен изменяться от 40 до 80 град.

Контроль качества расточки и хонингования цилиндров осуществляется следующим образом:

  1. Перед началом контрольных операций блок цилиндров должен остыть до комнатной температуры (15-30 град. С).
  2. Если цилиндры расточены в каталожный размер, контролер при помощи концевых мер длинны «набирает» указанный в заказ-наряде размер, фиксирует его на микрометре и от микрометра настраивает нутромер.
  3. Измерение геометрии цилиндра производится по двум взаимно перпендикулярным направлениям (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала) и в трех плоскостях (на 10 мм ниже верхней кромки цилиндра, в середине цилиндра и на 10 мм выше нижней кромки цилиндра).
  4. Если цилиндры расточены «от поршней», то процедура контроля геометрии цилиндров будет несколько иной. В этом случае на поршнях хонинговщик указывает номера, соответствующие номерам расточенных цилиндров (каждый поршень следует устанавливать в соответствующий цилиндр). Контролер микрометром измеряет диаметр поршня, фиксирует размер, настраивает от микрометра нутромер, а далее действует, как описано в пункте 3.
  5. Шероховатость поверхности проверяется при помощи профилиметра.
  6. Угол сетки хона контролируется при помощи специального прозрачного шаблона.

Контроль-геометрии-цилиндра-в-блоке-цилиндров-двигателя

(фото: хонингование цилиндров)

Хорошо, конечно, когда все хорошо, но что делать, если контролер выявил несоответствия условиям технических требований? Это смотря какие несоответствия. Если диаметр цилиндра меньше требуемого – этой беде помочь относительно несложно. Блок нужно снова установить на станок и цилиндр «дохонинговать». Тоже самое обычно можно сделать в случае несоответствия допуску угла сетки хона или ненадлежащей (как правило слишком высокой) шероховатости поверхности. После дохонинговки контролер повторно проверяет все вышеперечисленные параметры и, если все на этот раз хорошо, ставит свою печать на заказ наряде и отметку о проверке в электронном виде.

Когда операция востановления геометрии выполнена некоректно

Значительно хуже, если диаметр восстановленного цилиндра превышает указанный в заказ-наряде или выявленный недопустимый эллипс / конус невозможно убрать дохонинговкой не вылезая за предел допуска на диаметр. В этом случае, цилиндры нужно растачивать в следующий ремонтный размер (если он существует) или гильзовать. Естественно, любое из этих действий необходимо согласовывать с клиентом и понятно, что ни одно из них радости ему не доставит. Что тут скажешь? Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно заметить, что такого рода «проколы» в нашей компании происходят достаточно редко в т.ч. благодаря усилиям сотрудников ОТК.

Мы продолжим рассказывать о контроле качества восстановления постелей коленчатых и распределительных, а также балансирных и промежуточных валов в следующей статье.

 

Дата:
20.01.2021
Автор: Начальник ОТК "Механика" Ванходло Дмитрий
Комментарии
Здесь еще никто не оставлял комментариев. Вы можете быть первым