Открыть автосервис в 2021 году. Какую нишу выбрать для бизнеса?

Добрый день, друзья и коллеги! Попробую порассуждать о буднях современного автосервиса: что нас ждет, к чему нам готовиться и как сохранить свой бизнес, свою финансовую независимость, свой уровень жизни, привычный комфорт для своих родных и близких.

Что сейчас происходит? Мир меняется стремительно. Наверное, автомобили – это еще относительно консервативная область человеческой деятельности, потому что всякие гаджеты, электроника, средства связи меняются с калейдоскопической быстротой. Но и автомобили, к сожалению, не стоят на месте. Не всегда мне нравится, как они развиваются, но давайте посмотрим некоторые тенденции.

Даунсайзинг

Совершенно однозначно даунсайзинг, потому что Евро Шесть предполагает ограничивать не только СО, но и СО2. Соответственно, количество сожженного топлива будет жестко ограничено. Моторчики маленькие, будут становиться еще меньше, еще дохлее, и при этом ремонтопригодность их будет планово снижаться. Потому что товарищи производители очень хотят сохранить свой уровень доходов, а сохранять они его будут за счет потребителей, то есть делая принудительной замену автомобиля раз в три-пять лет. То есть будут бороться с долговечностью и ремонтопригодностью. Это печально? Печально. Плюс к этому всё идет по крупноузловой схеме, то есть в моторе теперь уже меняется не цепь, а система привода ГРМ, а по-хорошему – меняется мотор целиком.

1586517930_mehanika

Как это влияет на автосервис – ну, наверняка, как-то влияет.

Плюс давайте посмотрим, еще что происходит. Самый маленький пустячок – личные средства мобильности. Это электросамокаты, моноколеса, разные другие забавные вещи – прокат велосипедов... Влияет ли всё это на использование личного автотранспорта? Конечно, влияет. Существенно? Ну, вроде как не революционно, не очень сильно. Но, тем не менее, влияет – поверьте, влияет. Можно на самокатике доехать до метро, спуститься вниз, вылезти из другой станции и дальше спокойненько доехать. То есть то, что раньше человек делал на автомобиле, теперь он будет делать при помощи средства личной мобильности. Туда же можно отнести и достаточно удобный прокат велосипедов в крупных городах. То есть в крупных городах средние пробеги автомобилей будут снижаться. Печально это для автосервисов? Для автосервисов это печально. Хорошо это для города? Безусловно, хорошо. Потому что большой город – особенно Москва – автомобилями перегружен.

Будут ли у нас электромобили?

Едем дальше. Будут ли у нас электромобили? Скорее всего, они будут как пропагандистский шаг. А как реальное решение транспортной проблемы электромобили – увы, они годятся для того, чтобы обогатился Илон Маск и сделал себе хайп. А для того, чтобы на них массово пересели граждане планеты – это «не пойдёть». Ну хотя бы по той причине, что электроэнергию надо где-то вырабатывать, а для этого сжечь то же самое углеводородное топливо или построить столь нелюбимую товарищами зелеными ядерную электростанцию. Но электромобили есть? Есть. Они влияют на транспортную концепцию большого города? Влияют – хотя бы потому, что они меняют мышление горожан. При этом если электромобиль не просто с аккумулятором, а с водородным топливным элементом – а автомобили на топливных элементах, как их принято называть, это электромобили – вот в этом случае это уже реальная штука.  Потому что она сама себя заряжает и способна проехать весьма немалое расстояние. Не быстро, не сразу, не завтра, но такие машины появятся. Даже может быть, в первую очередь это будут грузовики.

electrocar_mehanika-jpg

Помимо автомобилей на топливных элементах, будут развиваться и всё шире внедряться в жизнь гибридные автомобили – где небольшой моторчик внутреннего сгорания и в помощь ему электродвигатель, и в паре они показывают очень неплохие результаты. Ремонтопригодность таких автомобилей, увы, ниже, сложность – выше, автомобиль крупноузловой, для обычного автосервиса это не совсем желанный клиент, и клиент, который не совсем по зубам обычному автосервису.

Когда поездка стоит удивительно дешево

Что еще стоит сказать? Пожалуй, то, что появилась такая дивная вещь как Яндекс-такси, Убер-такси, когда поездка стоит удивительно дешево, и вдвоем-втроем иногда стоит дешевле проехаться, чем на метро – ну, то, что есть в стандартных европейских городах, теперь уже есть и в Москве.  И это тоже повлияет на модель пользования личными автомобилями. Сильно повлияет? Ну, может и не сильно, но существенно. Ну, и любимая тема, по которой была масса копий сломано, по которой было столько всяких споров и в Интернете и лично: ой-ой-ой, каршеринг, ой, что же будет, что же будет??? Ну чего будет? В принципе, ездит человек на личном автомобиле или на зашеренном – ну какая разница? Колодки менять, масла менять – вроде бы одна и та же работа, и вроде бы одни и те же сервисы должны эту работу выполнять. Ан нет! Потому что каршеринг – он меняет модель пользования автомобилем. Не нужно возвращаться. Доехал до станции МЦК, бросил его там, где попало, сел и уехал, а в точке прибытия взял следующий автомобиль и поехал себе дальше. То есть последнюю милю, последние три-пять миль ты решаешь каршерингом, а перемещаешься по городу на общественном транспорте. Поэтому средний пробег каршерингового автомобиля в Москве – 86 километров, не так-то и много. Но они снижают пробег личных автомобилей. Ощутимо? Да, пожалуй, что ощутимо.

Еще один тезис или еще один фактор – не из области техники и даже не из области экономики, а, скорее, из области психологии. Дорогие товарищи ровесники! Вспомните, что машина в Советском Союзе – это был предмет культа, предмет поклонения. Это было нечто, что говорило о статусе человека. На машины вешали висюльки, шили чехлы, всячески пытались изукрасить, как будто в результате наивного украшательства из Жигулей получится ну хотя бы Фольксваген. Не получится, конечно. Но этим занимались все автовладельцы. Машина – это был культ. А сейчас? Для молодых людей, да и для не совсем молодых – это всего лишь средство переместить свою тушку из точки А в точку Б. Машина перестала быть фетишем. Машина перестала быть идолом. Отношение к ней – исключительно потребительское. Поэтому человек будет хотеть перемещаться достаточно комфортно и максимально дешево, и все иные соображения – престижа, самовыражения… да какое самовыражение, все машины одинаковые, набитые одной и той же электроникой – ну чего тут самовыражаться-то? Всё, самовыразились, хватит. Поэтому молодое поколение водителей относится к автомобилям исключительно унитарно и потребительски. Никакого придыхания. Никаких особых эмоций они по этому поводу не испытывают. Влияет это на структуру расходов человека на содержание собственного автомобиля?  Конечно, влияет. Хорошо ли это для автосервисов? Да, пожалуй, что нехорошо.

Города перенаселены автомобилями

Все страшилки, которые я рассказал – на самом деле это фигня. Самым важным является следующее. Что города крупные, в первую очередь Москва – они перенаселены автомобилями. Московское Правительство справедливо считает, что дорожная сеть города может относительно комфортно пропускать через себя 2,8 миллиона легковых пассажирских частных автомобилей в сутки. А на дороги выезжает три с половиной. Поэтому параллельно с развитием общественного транспорта, с развитием личных средств мобильности и прочих полезных вещей будут проводиться все мероприятия, для того чтобы автомобилей на улицах стало меньше. И поверьте: платными парковками, камерами, штрафами и иными страшилками они заставят нас пересесть на общественный транспорт. Я внутрь Садового Кольца на машине не ездил уже Бог знает сколько лет, и не собираюсь – потому что там не припаркуешься, а если припаркуешься, то за 340 рублей в час… ну что-то как-то меня жаба душит.

trafic_in_moscow_mehanika

Что произойдет? Произойдет снижение среднегодового пробега каждого автомобиля. В этих условиях автосервису загрузить свои два, три, двадцать три подъемника будет всё тяжелее и тяжелее. Плюс к этому, наступили тяжелые времена для всех, в том числе и для дилеров. Дилеры более организованы, обременены изрядным финансовым и административным ресурсом – соответственно, они будут сражаться за то, чтобы оттянуть на себя значительную часть заказов. Для этого они будут торговать старыми автомобилями, продлевать гарантию, будут привлекать своих маркетологов, раздувать рекламные бюджеты – на пупе вертеться, только для того чтобы у них было как можно больше заказов. На сервис. Потому что заказов на автомобили больше у них не будет. Полтора миллиона продают в России, и продавать больше вряд ли будут в ближайшем будущем – а скорее всего, меньше. Дилеры при этом будут использовать любые методики. в том числе и не очень красивые. То есть сейчас уже многие операции на автомобилях требуют запросить центральный сервер – где-нибудь в Мюнхене или в Штутгарте – и попросить его одобрения: господин-товарищ сервер, я тут поменял чего-то (колодки, например), ты тут мне их, пожалуйста, одобри, а то у меня машина не заводится. И таким способом независимые сервисы будут дилерами гнобиться, отжиматься, и перетягиваться клиент из недилерских сервисов в дилерские. Ощущается ли сейчас результат? Ощущается. Все товарищи автосервисники жалуются на низкую загрузку. 

Что с этим делать?

Ну… существует три пути. Как всегда. Как у богатыря на распутье. Путь первый: сражаться на маркетинговом поле за привлечение клиента, делать очень хорошо, очень качественно, очень быстро всякую мелкосрочку: колодочки меняем, диски тормозные меняем, лампочки меняем, масло меняем, фильтры меняем, свечки меняем, чего мы там еще меняем? – ну, может, еще ремень ГРМ меняем… помпу водяную можем поменять. И, не дай Бог, не связываемся со сложными работами, потому что это уменьшает количество заездов, увеличивает время простоя автомобиля в ожидании запчастей или отремонтированного агрегата. И в это мы не лезем: мы набираем не очень дорогих механиков, пытаемся отпылесосить с рынка самую легкую и самую серийную работу, и, загружая пятью заездами за сутки каждый подъемник, за счёт оборота генерим какую-то прибыль. Здесь, в этом капиталистическом соревновании, преимуществом будут обладать те, у кого сильный отдел маркетинга, приличные маркетинговые бюджеты и хорошая компетенция в этой сфере. Не в автомобильной, а вот именно в рекламной. Наверное, здесь будут выигрывать сети. Наверное, стоит нам посмотреть на сеть «Фидсервис» (?). Из понимания того, что сети будут выигрывать, рождается некое поветрие распространения сетей. Там у нас… не «Еврогараж», а как же он называется… вспомнил! – «Еврорепейр». Ну в общем достаточно разумная концепция, которая заключается в том, чтобы отказаться от всех сложных ремонтов, сконцентрироваться на простой работе, этой простой работы привлечь к себе как можно больше и таким образом получить какую-то прибыль. Еще раз: здесь будут доминировать сети, у сетей стоит учиться или следует подумать о том, что к сетям следует примкнуть.   Может быть, даже открывая сервис, человек должен заранее выбрать, что он будет работать под флагом «Фетов» или под флагом «Белого Сервиса» или, не дай Бог, под флагом «Велгуда» – «Велгуд» не люблю в силу некоторых, на мой взгляд, нечестных действий… но вопрос выживания заставит с кем угодно скооперироваться, хоть даже и с «Велгудом», при всем моем к ним несимпатичном отношении. Это один путь.

Второй путь – это уходить в нишу. Существует, например, компания «Трансфикс», которая ремонтирует исключительно автоматические коробки передач и ничего другого. Зато она их ремонтирует в достаточно больших объемах и аккумулирует у себя большое количество заказов от большого количества сервисов, частных владельцев, автопредприятий. Вот они ушли в свою нишу. В этой нише тяжело обосноваться. Туда достаточно высокий порог входа – и финансовый, и интеллектуальный: навыками, и в этой нише «Трансфикс» чувствует себя уверенно. «Механика» в своей нише существует вот уже тридцать лет и тоже чувствует себя уверенно, но потому что это специфический вид деятельности. Может быть, кто-то уйдет в американские автомобили, может быть, кто-то уйдет в восстановление старых, раритетных довоенных аппаратов, или там винтажных, сразу послевоенных – но это уже нишевая история. И в нишевой истории немножечко свои правила. Я не знаю, по какому пути пойдете конкретно вы, но то, что рынок меняется, и то, что на этом рынке нам предстоит выжить, а как заметил я не помню кто, но повторил мне это наиболее запоминающимся образом Владислав Тэн из компании «Евроавто», «выживание не является обязанностью». Да, ребята, не является. Поэтому можете, конечно, не выживать, но вот лично я за то, чтобы выжить. Ну, и вам чего искренне желаю. Уходить в нишу – это значит уходить в сложный ремонт, возможно, в агрегатный ремонт или в ремонт электрики, или специализироваться по какой-то конкретной марке автомобилей, даже не по всей группе ВАК, (?), а по чему-то вот такому маленькому. Тем, кто работает в небольших городах, им повезло немножечко больше: они могут специализироваться географически, то есть в этом небольшом городе. Ну, допустим, Антон Музалев в Воскресенске – он самый добросовестный, самый классный, самый грамотный механик. Он уже специализировался, потому что в Воскресенске он один, Антон Музалев – и дай Бог ему здоровья и успехов. Но ежели вы работаете в Москве, во Владимире, в Новочеркасске, в Ростове, в Краснодаре, в крупном городе – в Питере, то у вас не получится быть единственным или самым лучшим, вам нужно уходить куда-то в нишу. Чем я здесь могу вам помочь? Ну, наверное, двумя вещами. Первое – это поддержать «огнем и маневром», как положено бронетанковым войскам, то есть поддержать станочными операциями и компетенциями своих сотрудников по восстановлению деталей, агрегатов и узлов, вы можете эти станочные операции продавать в составе отремонтированного мотора, или в составе отремонтированного кардана, или в составе отремонтированного силового агрегата (мотор плюс коробка). Я сделаю свою часть работы, а вы сделаете свою. Сборку за вас я могу сделать тоже, но тогда ваша задача – снять двигатель, поставить двигатель, и отдать машину заказчику. Соответственно, у вас должны быть хорошие, доверительные, налаженные отношения с крупным парком более или менее однотипной техники, чтобы я мог под вас держать обменный фонд. Ежели этого нет, то тогда я для вас – это шлифовка коленчатых валов, расточка блоков, ремонт головок и прочее-прочее разное, что автосервису делать несвойственно и нерентабельно, а вы уже всё это собираете в исправный автомобиль и отдаете его счастливому хозяину, получив с него за это «деньги наличные ровными пачками». Сюжет примерно такой.

Есть… я же сказал про третий путь. Ну, и третий путь: осознать, что «выживание не является обязанностью», закрыть бизнес в сфере автосервиса и переместиться в какую-нибудь еще нишу. Я с удивлением и ужасом недавно читал на одном очень солидном форуме профессионального объединения автосервисников о том, что – ну да, конечно, у нас хлеб тяжелый, а вот нет бы мы были бы Додо-Пиццей или Общепитом, или чем-нибудь еще… Ребят, всегда кажется, что на соседней лужайке трава зеленее. Вот поверьте! Вот у «Механики» и у меня, как у ее основателя, есть ресторанный бизнес, гостиничный бизнес, литейное производство, производство станков, недавно было производство пеллетных котлов, каминов, солнечных батарей, продажа мишенной обстановки для тиров практической стрельбы – но это есть и сейчас (такое время, куда нам без практической стрельбы!). Так вот, диверсификация – это достаточно тяжелая ноша. И всё мною перечисленное великолепие существует за счет того, что существует старая проверенная «Механика». Она работает – и если где-то что-то в новом стартапе качнется, пошатнется, сбойнет и не принесет прибыли, то как несущая частота, как старый конь, «Механика вытащит на себе эти новые начинания. А начинать сейчас всё сложнее и сложнее.

Итак, коллеги и товарищи!

Нас обстоятельства жмут со всех сторон – со стороны Яндекс-такси, каршеринга, личных средств мобильности, а самое главное – вполне логичных усилий со стороны Правительства Москвы по выдавливанию личных автомобилей из города. В этих условиях нам всем будет непросто. Поэтому выбирайте свой путь. А свой путь – это либо мелкосрочка, либо уход в какую-то узкую нишу. Я, наверное, не смогу вам помочь в нише детейлинга (?) ну или в сложном кузовном ремонте или, а аэрографии: это вот пожалуйста к Ильнуру Ириковичу Мансурову. А в двигательном ремонте, в агрегатном ремонте и в станочных операциях – вот здесь я могу выступить за вас, и здесь тандемом мы можем много чего добиться.

Дмитрий Даньшов, основатель компании

(фото: Дмитрий Даньшов, основатель компании "Механика"

Делайте ваш выбор, ребята, намечайте себе стратегию выживания на обозримое ближайшее будущее, и – вперед, и с песней, засучив рукава и отбросив сомнения! «Да будет нам всем удача, а королевской полиции – посрамление!» – закончил Большой Джон под грохот сдвигаемых кружек». С вами был Даньшов Дмитрий. Доклад закончил.

 

 

Дата:
11.01.2021
Автор: Дмитрий Даньшов, основатель компании "Механика"
Комментарии
Здесь еще никто не оставлял комментариев. Вы можете быть первым